Катастрофа подводной лодки "Курск"- одна из самых серьезных морских катастроф России.
Она произошла 12 августа 2000 года. Мощный взрыв потопил гигантскую атомную подводную лодку « Курск », в результате чего погибла большая часть ее экипажа, а почти два десятка выживших оказались на сотнях футов под водой. Международная спасательная команда собралась, чтобы спасти моряков, но не смогла вовремя добраться до них.
После длительных расследований причин трагедии все выдвинутые версии, в том числе столкновение, теракт, диверсия, были тщательно проверены.Специально созданная следственная комиссия не отработала ни одной версии. Людей попросту распустили.
Что это – оплошность командования или «массовое укрывательство» фактов? Никто не знает. Были собраны сведения о техническом состоянии, готовности экипажа, о его вооружении, об обстоятельствах катастрофы.
Официальная версия гласит:
Взрыв торпеды 65-76А в торпедном аппарате № 4, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.
По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие «нештатных процессов». Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат № 4 и находившийся рядом аппарат № 2.
По данным Национальной медицинской библиотеки США (NLM) «перекись водорода сама по себе не горючая, но может вызывать самовозгорание легковоспламеняющихся материалов и поддерживать горение, поскольку при разложении высвобождает кислород». Второй взрыв произошел через 2 минуты
Сторонники данной версии полагают, что погубившая «Курск» торпеда могла быть повреждена в результате столкновения с иностранной субмариной. Версия столкновения поддерживается рядом сообщений, которые распространялись СМИ со ссылкой на пресс-службу флота: о нахождении в районе учений как минимум трех иностранных АПЛ, об обнаружении притопленных аварийных буев иностранного производства или неопознанной подводной лодки близ места гибели Курска. При этом нет сомнений в том, что иностранные подводные лодки действительно присутствовали в районе учений Северного флота.
В те дни – это обычная практика подводного противостояния, родившаяся вместе с холодной войной, но не умершая после распада СССР.
Члены экипажа, не погибшие при первых минутах пожара, сумели оставить записки. В записках прямо сказано о неизбежности гибели. Откуда люди могли знать, что их точно не будут спасать – это тоже тайна. Один из офицеров корабля, капитан-лейтенант Дмитрий Косельников, оставил записку, датированную двумя часами после второго взрыва, с указанием 23 выживших. Несмотря на торопливо организованные спасательные работы с участием британских и норвежских спасательных групп, российское правительство не смогло вовремя связаться с кем-либо из выживших. Обломки подводной лодки были обнаружены в 2001 году и возвращены на верфи подводных лодок ВМФ России в Росляково.
"Спустившись, спасатели увидели отсутствие повреждений на спасательном люке, хотя российская сторона утверждала о «значительных повреждениях",- слова генерала Э.Скотта, который командовал норвежской армией. Поднимая подводную лодку, ее распилили. На дне оставили носовую часть, которую потом там же и взорвали. Но именно носовая часть лодки могла открыть все тайны гибели Курска и экипажа.
Но есть еще одна версия.
Некоторые считают,что в гибели Курска повинны американцы.Когда Курск стрелял новой торпедой, рядом проходила американская подводная лодка “Мемфис”. Опасаясь, что повторный выстрел может повредить подлодку, американцы открыли по “Курску” огонь. Это могло стать причиной трагедии, но глава государства не стал заострять внимание на данном факте – это могло помешать теплым отношениям стран. Однако, есть доказательства выстрелов, причем не одной торпеды, а двух.
2000 год можно считать переломным в вопросе внимания государства к военно-морскому флоту – с этого момента расходы на ВМФ непрерывно растут, но какова их эффективность? Усиленное внимание к профилактике аварий не помешало ни гибели в 2003 году АПЛ К-159 и 9 из 10 находившихся на ее борту моряков при буксировке лодки на утилизацию, ни гибели двух моряков в результате пожара на АПЛ Б-414 в 2006 году, ни гибели 20 человек на борту К-152 «Нерпа», во время испытаний в 2008 году.