Найти в Дзене
Театр на Трубной

Мифы Дома на Трубе. История четвертая. Алексей Сергеевич Суворин

Издатель, предприниматель, журналист, писатель, миллионер. Вошел в историю как пример радикальной личностной трансформации - от либерала и чуть ли не революционера до ярого консерватора, угодливо обслуживающего власть. Салтыков-Щедрин, поначалу очарованный этим человеком, впоследствии дал издаваемой Сувориным газете «Новое время» убийственное прозвище: «Чего изволите?»

На самом ли деле с Сувориным произошла метаморфоза, идейный кульбит? И он вполне искренне изменил взгляды, превратившись в лояльного гражданина своего Отечества? Или все же цинично приспосабливался к «линии партии», руководствуясь выгодой?

Вот как на его смерть в 1912 году, откликнулся Владимир Ленин:

«Бедняк, либерал и даже демократ в начале своего жизненного пути, - миллионер, самодовольный и бесстыдный хвалитель буржуазии, пресмыкающийся перед всяким поворотом политики власть имущих в конце этого пути. Разве это не типично для массы «образованных» и «интеллигентных» представителей так называемого общества? Не все, конечно, играют в ренегатство с такой бешеной удачей, чтобы становиться миллионерами, но девять десятых, если не девяносто девять сотых - играют именно такую же самую игру в ренегатство, начиная радикальными студентами, кончая «доходными местечками» той или иной службы, той или иной аферы»


Когда в 1923 году были опубликованы дневники Суворина, стало ясно: Алексей Сергеевич вполне отдавал себе отчет, как и кому он служит. Он прекрасно понимал, что убил свой талант, променяв честь и совесть на миллионное состояние и высокий общественный статус. Осознавал всю меру своего компромисса. Страдал из-за этого? Или делал вид, что страдает? Трудно судить об этом. Попробуем лишь заглянуть в историю его жизни и увидеть там истоки его странной судьбы, девизом которой мог бы стать принцип «чем хуже, тем лучше».

Суворин был женат на Анне Ивановне Барановой - своей первой юношеской любви. У четы было пятеро детей. 19 сентября 1873 года, поздно ночью, Суворина, оставшегося одного с детьми, вызвал лакей из гостиницы «Бельвю». В гостиничном номере Алексей Сергеевич увидел на полу Анну Ивановну. Она умирала. Ей в лицо выстрелил ее любовник, офицер Тимофей Комаров, после чего застрелился сам. Расследованием занялся молодой следователь Анатолий Федорович Кони, впоследствии знаменитый юрист.

Кони удалось замять дело. Пресса представила дело так, что об адюльтере никто не догадался. Достоевский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев - все сочувствовали Суворину. Более того, волна сострадания составила Суворину службу. На этой волне он даже взял кредит, чтобы купить газету «Новое время». И тогда уже Суворин начал показывать свое истинное лицо: он быстро выдавил из бизнеса своего партнера Владимира Лихачева, затеяв роман с его женой. От женщин у него вообще отбоя не было. И он женился. Новой женой Суворина (совпадение? или лишний аргумент для женитьбы?) стала опять-таки Анна Ивановна. Семнадцатилетняя Аня Орфанова - одноклассница его дочери. Чехов, появившийся в их семье много позже - в 1986 году - прозвал ее «бесструнная балалайка»… Очень выразительно. Она родила Суворину троих детей. Впрочем, в отношении одного из них Алексей Сергеевич сильно сомневался - подозревал жену в измене. Жили плохо, ссорились.

Но постепенно жизни стала налаживаться: газета «Новое время» достигла апогея своей славы. Суворин богател. А потом пошли беды. Сначала - дочь Саша. Сбежала с любовником и умерла от диабета. В том же году умирает 4-хлетний сын Гриша от дифтерита. В мае 1887 года двадцатидвухлетний сын Володя, выслушав пренебрежительный отзыв отца о своих способностях, застрелился из револьвера. А через год горбун Валериан, близнец Володи и любимец семьи, заболел дифтеритом и задохнулся — врач не успел приехать. У сына Алексея, талантливого, честолюбивого, на которого возлагались большие надежды - он был даже объявлен в семье «дофином» - обнаружились признаки психического расстройства. Он кричал на отца, лез в драку, вызывал на дуэль…

В это время Суворина, кроме его успешного бизнеса и газеты, в которой он по полной программе обслуживает власть, сильно занимает дружба с Чеховым. Невероятная дружба - полное доверие, откровение, открытость. По Петербургу ходила на этот счет шутка: «Суворин-отец, Суворин-сын и Чехов — Святой дух».

Чехов тем временем активно эксплуатирует образ своего покровителя. Для всех очевидно, что в «Дяде Ване» самовлюбленный Серебряков, окрысившийся на скучающую молодую жену, — это сам Суворин. Смерть Треплева в «Чайке» сильно расстроила Алексея Сергеевича, напомнив ему гибель его сына Володи. Даже собака Нины Заречной — Трезор — носит имя любимой собаки Сувориных.

-2

Интересно, что следователь по делу убийства Сувориной Федор Кони, вел также следствие и по другому громкому делу - убийства юного гимназиста, сына генерала Познанского. И тоже сумел избавить семью от позора. Спустя 10 лет после этого генерал Познанский будет допрашивать Алексея Пешкова и посоветует ему показать свои рукописи писателю Короленко.

Но это уже другая история...

#суворин #чехов #школасовременнойпьесы #театр #афиша #историческиеличности