Мы обсудили речь в норме. Теперь давайте рассмотрим нарушения речи:
- Нарушения произношения звуков и слоговой структуры слов
В произношении могут быть нарушены многие звуки, а не только звук Р. Для каждого звука в речи есть норма артикуляции и звучания. Дети постепенно усваивают эту норму и особенности слоговой структуры слов, опираясь на речь окружающих взрослых. Их не нужно специально этому обучать. Но сегодня становится все больше тех, кому нужна помощь специалиста — логопеда.
- Нарушения речевого слуха
Ребенок нечётко различает звуки. Спросите, как это отражается на речи? Например, возникают замены близких по звучанию звуков. Может, слышали когда-нибудь от ребенка вместо «рак» — «лак»? Или вместо «мышка» — «мишка»? Эти ошибки могут быть как из-за нарушений артикуляции, так и при недостаточном развитии речевого слуха.
- Нарушения голоса
Бывают очень серьезными, вплоть до полного отсутствия голоса. Но они могут быть и у тех, кто даже не подозревает у себя их наличие. Например, неумение управлять голосом, речь, лишённая мелодичности и интонаций, искаженный тембр голоса.
- Нарушения темпа и ритма речи
Наблюдали деток, которые очень быстро говорят, тараторят? Или наоборот медленно тянут фразы, будто долго думают? Или сбивчиво говорят: с запинками, с повторами слов/частей слов? Да, и заикание тоже относится к этой области речевых нарушений.
- Нарушения дыхания
Мы говорим на выдохе. Слабо развитое дыхание отражается на объеме и длительности выдыхаемой воздушной струи. Если эти параметры не развиты, то неправильно расставляются паузы в речи, а фразы становятся короткие, обрывистые.
- Нарушения лексико-грамматического строя речи
Малый объем словарного запаса, грамматические ошибки... В ходе диалога может сложиться впечатление, будто говоришь с иностранцем или с совсем маленьким ребенком.
- Нарушения связной речи
Это неспособность ребенка строить развернутые грамматически правильные высказывания. Неумение составить рассказ или пересказ текста. Это обедняет общение, делает его скудным.
Перечисленные нарушения считаются нарушениями устной речи. Они в дальнейшем пагубно отражаются на чтении и письме. Поэтому так важно обращать внимание на речь ребенка в первые годы его жизни.
Если данная статья оказалась для вас полезной, можете поддержать нас отметкой "нравится" и подписаться на канал, чтобы не пропустить следующие статьи, в которых будет ещё больше полезной информации!