Здравствуйте!
В детстве я старался покупать каждый-прекаждый номер еженедельника "Футбол": ведь Интернета тогда не было, узнать что-то о своих любимых футболистах можно было только из него. Была ещё газета "Советский спорт", но там, по моему мнению футбольного болельщика, было очень много ненужного!
Не я один так думал, и "Футбол" раскупали в мгновение ока! Но мне удалось однажды договориться с киоскёршей, и с этого времени она всегда приберегала один номер для меня: знала, что я обязательно приду и куплю.
Да, а правда, ещё с тех пор мне запомнились статьи Валерия Винокурова. Они были очень интересными, и в них рассказывалось именно то, о чём я хотел бы знать.
В Спорт-Экспрессе вышло бо-о-льшое интервью с ним, Валерий рассказал много интересного, а где-то и с кого-то сдёрнул покров тайны. Теперь можно. Предлагаю вам несколько историй от него, а в закреплённом комментарии дам ссылку на полный текст.
[... .]Лобановский угловые подавал великолепно. Так закручивал, что мяч залетал в ворота. Или Базилевич с Серебряниковым замыкали. В 1963-м выпустили из тюрьмы Стрельцова, пришел на тренировку «Торпедо». Мы с Ивановым стояли чуть поодаль — а Эдика окружили пацаны. Рассказывали: «Вот угловые, Лобановский...». А Стрельцов знать не знал никакого Лобановского! Встрепенулся: «А что такое?» — «Ты не представляешь, какое это чудо!» Стрельцов идет к угловому флажку, кладет несколько мячей. Один закручивает — тот влетает в ближнюю «девятку». Следующий — под дальнюю штангу. Все в оцепенении! Поворачивается: «Так, что ли?» Кто-то кивает. Слова выдавить невозможно. Эдик спокойно: «Понятно...».
[...] "Золотой" матч в Ташкенте. После первого тайма Динамо выигрывает 3:1. ЦСКА тогда тренировал Валентин Николаев. В Ташкенте такой дворик возле раздевалок. Перерыв — и все слышно! Я подошел к армейской раздевалке — а оттуда отборный мат! «Да вы хоть сильнее не позорьтесь, не пропускайте больше!» И мат, мат, мат. Все 15 минут Николаев поливал так, что мне дурно стало. Игра закончилась — к нему подбежал Озеров с микрофоном: «Что же вы сказали игрокам в перерыве при счете 1:3?» Николаев задумался — и отчеканил: «Прежде всего я напомнил о славных традициях клуба. Затем сделал поправки тактического характера...»
[...] Виталий Хмельницкий - потрясающе честный человек. Сидим со спартаковцем Колей Киселевым в манеже ЦСКА. Я глазом пробежался по трибуне — позади Хмельницкий. Как раз в это время вышел еженедельник «Футбол» — Константин Есенин что-то написал про «100 лучших бомбардиров». Кто-то и говорит: «О, Хмель, у тебя 79. Ничего себе наколотил...» А тот отзывается: «На самом деле — 62». — «Как? Почему?» — «А я не считаю те, которые в договорных матчах забивал». Я не выдержал, повернулся: «Виталий, ну ты молодец!» Кто-то рядом спохватился: «А у Блохина сколько честных?» Официально-то было 300. Хмельницкий задумался — и сообщил: «Думаю, 200».
[...] 1978-й, Аргентина. Жили в Буэнос-Айресе. А в Росарио суперматч — Аргентина — Бразилия! Напросился в попутчики к Озерову. Приехали - город словно вымер. Ни людей, ни машин. На стадион прикатили часа за три с половиной до начала матча. И поняли, почему улицы пустые. Трибуны-то уже битком! Не умолкали ни на секунду, что-то распевали, били в барабаны. Озеров сразу пошел в комментаторскую кабину, а я в пресс-центр. Купил сэндвич, бутылку пива — и тут увидел Пеле! Он и Жаирзиньо подошли к барной стойке, тоже что-то взяли, сели за столик. Я к ним, отбросив еду. А Пеле говорит: «Да бери свой сэндвич, садись к нам. Вон свободный стул». Позже во время чемпионатов мира на интервью с Пеле приходилось заранее записываться, а тогда все было проще. Мы прекрасно пообщались. А познакомились еще в 1965-м, когда бразильцы играли в Москве со сборной СССР. В «Лужниках» после тренировки Пеле окружили журналисты. Среди них был Лева Костанян. Протянул ему книжку со словами: «Напишите — моему другу Костаняну от Пеле». Тот отстранился: «Как это «другу»? Я тебя первый раз вижу!» Я засмеялся. Пеле повернулся ко мне, показал большой палец: «Вы оценили мою шутку».
[...] — В советском футболе было много классных вратарей. Кто для вас самый-самый?
— Яшин! Выдающийся вратарь! У меня в памяти эпизод из матча «Динамо» — «Торпедо». Стрельцов обыграл Крижевского, выскочил один на один с Яшиным. Казалось, все — гол! Пробил-то Эдик здорово — в угол. Но Яшин в невероятном прыжке забрал мяч. Намертво! Стрельцов не поверил глазам. Схватился за голову, а секунду спустя... зааплодировал!
(Обращает внимание: сборная СССР, у всех эти буквы на футболках, а у Яшина - буква "Д")
На этом у меня всё. Из интервью я отобрал те истории, которые понравились мне самому. Но там ещё очень много! Рекомендую.
Пишите свои мнения в комментариях! Всего вам самого доброго!