Решила не тянуть кота за хвост, а выдать в единой статье знания, полученные из этнографических материалов конца 19 века о жизни цыган.
Место действия у нас - Смоленское село Киселевка и несколько близлежащих деревенек, где проживало некоторое количество цыганских семей в этот период времени.
Предыдущие материалы на эту тему:
Тема оказалась еще интереснее, чем я думала, благодаря многогранной реакции читателей.
Особенно бурной она была на второй материал, в котором сказано, что киселевские цыганки готовили вкуснее, чем местные крестьянки.
Бог мой! У меня было впечатление, что в психбольнице канализацию прорвало. Рука устала удалять оскорбления в мой адрес и блокировать неадекватов.
Как будто если человек меня проклянет хорошенечко, там, в седом прошлом, крестьяне начнут питаться деликатесами...
На всякий случай напоминаю, что у меня канал не художественный, а исторический, то есть я описываю не свои фантазии, как, оказывается, считали и некоторые старые читатели, а факты, задокументированные тем или иным способом.
Далее - переходим к цыганам. Материалы обширные - я выбрала из них на свой вкус то, что мне показалось особенно интересным и ломающим стереотипы.
Женщины.
Поскольку основным занятием местных цыган было воровство - женщины тоже подключались к этому процессу.
Они ходили по селам, к примеру, на праздники - колядовали, и одновременно играли роль разведчиков и наводчиков - замечая, где можно поживиться на будущее. Соответственно, если был удобный момент что - то украсть сразу - они его не упускали. Тащили яйца, кур (ловили их на удочку), поросят - и все мгновенно.
Выпрашивая подношения на колядованиях они умели подобрать удивительно проникновенные слова - и разжалобить умели, и хвалили до небес, но если не действовало - начинали проклинать. Однако последнее было редко - сценарий местным мужикам был известен, так что они до проклятий не доводили, во избежание лишних проблем...)
Следующим видом деятельности было, естественно, гадание. Здесь обрабатывали хозяек домовладений, и, как правило, успешно. Гадали взрослым по руке, а детям как-то по ушам (кстати, по ушам смотрели и своих детей, на предмет вырастит из него хороший конокрад, или ребенок бесталанный, то есть не от фонаря, так сказать, говорили - сами в это тоже верили.)
Наиболее храбрые и преданные мужьям цыганки ходили с ними воровать по - крупному. Как правило, стояли на страже.
Не редкостью были интернациональные браки. Причем, если цыганка выходила замуж за крестьянина, она становилась образцовой хозяйкой.
А если крестьянка выходила замуж за цыгана, то - наоборот, становилась лентяйкой. И вообще, о таких говорили: "Бойся больше прицыганку, чем цыган". Очень бабы проникались цыганской жизнью))
Дети.
Цыганские дети посещали местную школу. И учились, между прочим, хорошо. Но это, увы, ничего им не давало, поскольку их жизненный путь был предначертан с рождения и завязан на таборе и его традициях. Одной из них была любовь к лошадям, так что цыганята рисовали их где только можно.
Воровство детей описано в виде единственного случая, когда из многодетной русской семьи украли девочку и передали в другое село бездетной цыганской семье. Девочку нашли случайно, через несколько месяцев, отбирали вместе с представителями властей, и с большим трудом, потому что новая мать ее не хотела отдавать. Потом девочку расспрашивали - как ей там жилось, и выяснили, что ребенку в попу дули - наряжали, вкусно кормили, все капризы выполняли. Жила цыганская семья не в кибитке, а в хорошем доме, и была довольно состоятельная (это я специально упоминаю для тех, кто представляет жизнь русских цыган только в шалашах.)
Как крестьяне относились к цыганам.
Неплохо. Терпеливо. По принципу - живешь сам - давай жить другим. На их кражи смотрели как на дело житейское - не вот тебе катастрофа.
Что касается цыган, они могли и претензии предъявить, если украденный товар был некачественный. Например - украла цыганка требуху. Потом приходит ее муж к бывшему хозяину требухи и начинает ругаться - что ж ты такой сякой требуху плохо просолил - у меня вся семья отравилась! Детям плохо! Я на тебя в суд подам! - ну и крестьянин, чтоб не огорчать человека, ему еще поросеночка принесет, в компенсацию стресса.
Той ненависти, которую вылили на цыган некоторые мои комментаторы, и в помине не было. При том, что у комментаторов, в отличие от крестьян, цыгане ничего не стащили.
Но это, между прочим, не значит, что вот цыган что - то крадет, а хозяин смотрит и умиляется. Философское отношение посещало крестьян, если уже кража свершилась, и вора не поймали. Другое дело, если цыгана или цыганку обнаруживали на месте преступления - тут доходило до масштабных сражений кольями.
Так же, бывало, что на крупных кражах уличали цыган уже по свершившемуся факту - например, если они обокрали близкоживущего крестьянина, и, понятно, что больше это сделать было некому. В полицию обычно не обращались, а шли прямиком в табор и излагали претензию и аргументы. Как правило, прижатые аргументами цыгане тоже не особо жаждали обострять отношения - и просто отдавали деньги за причиненный ущерб. Ну или ранее исчезнувший конь вдруг сам собой случайно находился...
То есть по ситуации дела решались. Народной дипломатией.
Дипломатия иногда содержала намеки на то, что могут, допустим, нечаянно цыган по ошибке перестрелять - тогда в это село они вообще больше не заглядывали. Пару раз цыганское село как бы само собой загоралось - но это тоже был элемент налаживания взаимопонимания, поскольку и далее все жили вместе, и вражда не нужна была ни одним ни другим.
Кстати, по примеру цыган, местные мужики тоже, порой, начинали воровать, и вели себя так же дерзко.
Цыгане числились мещанами. А еще они активно принимали участие в сельских выборах, причем, отлично разбирались в законодательстве. Некоторые регулярно ходили слушать открытые судебные процессы - набираться знаний. В выборах они напрямую участвовать, как мещане не могли, но участвовали косвенно, активно финансируя и продвигая выгодные кандидатуры. Очень часто подкупали местное начальство, а могли, заметив слабость или узнав про грешок - и шантажировать. В общем - не сидели как на именинах, а вели активную общественную жизнь.
В целом, цыгане жили крепкой общиной, воровали крепкой общиной, и если попадались - виновного назначали сами - крепкой общиной. То есть, украсть мог один, а сидел за него другой.
У самих крестьян был вожак - уважаемый и мудрый человек, с которым, собственно, велись все переговоры, и которого слушали беспрекословно.
Одежда.
Была лучше, чем у крестьян - больше напоминала одежду дворовых людей (как понимаю, тех, кто составлял ближнее окружение местных помещиков), как по качеству, так и по покрою.
Женщины ходили в особым образом завязанных платках и пестрых сарафанах. Мужчины любили сапоги с "гармошкой", то есть, со складками и пальто. У всех были хорошие пояса.
У крестьянских лошадей вожжи были из веревок, а у цыганских - из красивой тесьмы. Тесьму они воровали у крестьян)
Самое надежное средство от цыганских краж.
Такое средство было. Одно. Оно называлось "цыганская присяга".
Давалась она не дольше чем на три года (потому что кражи были основным источником жизни), только с разрешения вожака и всей общиной. Цыгане клялись не воровать определенное время в договоренном районе.
Это был специальный ритуал, в котором участвовали дети - клялись их жизнью. Поэтому эту клятву держали всегда.
На иллюстрациях - произвольно выбранные цыгане 19 века. Именно киселевских я отличить не могу, простите.