Найти в Дзене

Четверо и Иуда.

Эта история произошла на моей малой родине, за достоверность ручаюсь, ибо всё,написанное мной,является вольным пересказом слов очевидцев тех событий.
Ветреным весенним днём в деревню Завязье прикатили раздолбанная полуторка и почти новая эмка. Жители,не занятые в поле, мудро попрятались кто куда-обычно приезд какого-то начальства из района не сулил ничего хорошего. Так получилось и на этот раз. как оказалось, прислали нового председателя- старый уже неделю был арестован.
Вина его была ужасна. Наплевав на приказы партии рапортовать о досрочном посеве картофеля он высказал незрелые и вредительские мысли о том,что в холодную землю хоронить будущий урожай не станет.
Новый же председатель приехал с твёрдым желанием ошибок предыдущего не повторять.
Выловленный в правлении счетовод был отправлен собирать колхозников на собрание,где и был представлен народу новый председатель - Иван Ильич Дубов и тут же единогласно избран на уже назначенную райкомом должность.
Деятельность председатель развил бурную- правда,не разбираясь ни грамма в сельском хозяйстве, всю заботу нём взвалил на плечи агронома.
Понимая роль председателя по своему, Иван Ильич беспощадно боролся со всеми,кто по его мнению,недостаточно горячо любит партию и товарища Сталина.
За год он умудрился поспособствовать переезду в ГУЛАГи всех бригадиров, колхозного сторожа, нескольких крестьян, председателя соседнего колхоза- и даже молодой агроном, несмотря на то что тянул колхоз почти в одиночку тоже уехал на "курорт"
Председатель был из "пятидесятитысячников", в гражданскую войну он служил комиссаром в каком-то стрелковом полку, и любил подчёркивать своё боевое прошлое, повторяя что никогда не склонял и не склонит голову перед врагом.
После начала войны он остался на должности председателя, потому что пороги военкомата не оббивал,призывая записываться добровольцами других.
Фронт пришёл в район неожиданно. Практически с начала войны в стороне райцентра бухало и бахало- немцы летали бомбить и его-крупный железнодорожный узел,и расположенный рядом аэродром.но в один из июльских дней,когда грохотало особенно долго,сутки напролёт,в деревню вернулись несколько перепуганных пацанят 15-16 лет, тайком бегавших в военкомат,боясь что Красная армия разобьёт фашистов без них, и сообщили что подойдя к городу слышали ружейную и пулемётную стрельбу,испугались и пошли назад. Оказавшийся некстати рядом председатель обозвал их сначала паникёрами,затем трусами и запер под замок в чулане правления,приставив охранять их деда Матвея.
Но напрасно председатель пытался дозвониться до районной милиции, райкома,отдела НКВД и собутыльника- директора молокозавода-телефоны молчали. То что райцентр взяли немцы он и думать не мог-ведь Совинформбюро только недавно сообщило о боях "на Минском направлении"-а это очень далеко.
Ночь для него прошла в тягостном раздумье- седлать ли кобылу чтоб поехать в район и получить свежие указания (тем более что в стороне райцентра стихло,только виднелось зарево) или подождать?
Когда рассвело, он понял что вопрос решился сам собой, но совсем неожиданно- с улицы донёсся тихий говор,и выглянув в окно он увидел немецких солдат, с карабинами наизготовку осторожно шагающих вдоль улицы.
Скорее всего именно в это момент Дубов понял - то,во что он яростно верил раньше, его ненависть к врагам советской власти,его убеждения,идеалы, вождь и учитель товарищ Сталин- всё это ерунда по сравнению с одним- У НЕГО ОДНА ЖИЗНЬ! ОН ХОЧЕТ ЖИТЬ! ХОЧЕТ!
Солдаты прошли, и ближе к обеду через деревню хлынули немецкие колонны-пехота,танки, тягачи с орудиями,снова пехота...
Потом всё затихло. Вообще. Пару дней колхоз прожил в тягостном неведении и тихой возне- потихоньку из амбаров растаскивалось по домам колхозное добро. Председатель не мешал-он думал. Как устроить жизнь при новой власти? Как убедить новых хозяев в своей преданности?
Но в голову ничего кроме " Либе геноссе Гитлер" не приходило.
На третий день в деревню въехал бронетранспортёр, из которого вылез толстый господин в шляпе, немецкий офицер и несколько мужчин-в гражданской одежде но с винтовками и белыми повязками на рукавах.
Дальнейшая судьба Ивана Ильича была предрешена.
Дубов остался при должности- правда сменив вывеску "председатель" на "староста". Партийный билет он уничтожил раньше, а немцу понравился услужливостью и готовностью служить рейху.
Теперь он являлся патриотом фюрера- освободителя от большевизма- и рьяно взялся за дело. Сдал немцам председателя парткома колхоза, двоих коммунистов,не успевших уйти, Полину Волкову- мать комиссара Красной армии. Они были расстреляны, даже особо не разбираясь. Привыкший видеть по овечьи покорных колхозников,он и представить не мог что ещё через день сестра Волковой Анна подойдёт к оставшимся после отъезда нового начальства в деревне троим полицаям-эстонцам и заявит что сам Дубов-коммунист и к тому же еврей. (про еврея она приврала для пущего эффекта). Неудачливый патриот был расстрелян на следующий день.
До сих пор на окраине деревни, под пушистыми кустами сирени находится братская могила. На латунной пирамиде с красной звездой имена. Пять имён.
ДУБОВ ИВАН ИЛЬИЧ
1881-1941
МИГУЛИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
1909-1941
ИВАНОВ СЕРГЕЙ СПИРИДОНОВИЧ
1911-1941
ВОЛКОВА ПОЛИНА ФЁДОРОВНА
1880-1941
БУШУЕВ БОРИС ЯКОВЛЕВИЧ
1911-1941
Четверо героев и Иуда.
Но школьники на 9 мая носят цветы всем. И вряд ли из молодого поколения кто-то уже знает правду.