Найти тему
Иван Енотов

Гордость (2014)

Фильмы о борьбе рабочих за свои права, снятые в жанре соцреализма, сейчас кажутся чем-то устаревшим и характерным в первую очередь для пропагандистского кинематографа соцстран - но на самом деле такие картины продолжают сниматься, выходить на широкие экраны и даже собирать награды на кинофестивалях, правда уже на Западе. По крайней мере "Гордость" Мэттью Уорчуса может похвастаться и неплохими кассовыми сборами, и довольно успешным участием в кинофестивалях (Квир-пальма 67-й Каннского кинофестиваля и номинации на "Золотой глобус - 2015" и Премию британского независимого кино 2014).

Правда, в том же СССР этот фильм о борьбе британских пролетариев за свои права вряд ли получил бы широкий прокат. Дело в том, что в основе "Гордости" лежит реальная история работы объединения "Лесбиянки и геи в поддержку шахтёров". В 1984 году, в разгар всеобщей забастовки шахтеров в Великобритании, коммунист и гей-активист Марк Эштон с соратниками решили помочь протестующим, с целью чего организовали масштабный сбор пожертвований в их пользу, устроили благотворительный концерт и в целом налаживали социальные связи с рабочим движением. В результате этот союз пролетариата и квир-активистов привёл к тому, что позднее уже группы шахтёров начали поддерживать борьбу секс-меньшинств за равноправие и отмену законов о запрете "пропаганды гомосексуализма", а Лейбористская партия благодаря голосам Национального союза горняков приняла резолюцию о поддержке прав ЛГБТ.

При этом жанрово фильм тяготеет скорее к комедии. То тут, то там возникают действительно смешные моменты, связанные со столкновением квир-культуры и суровых консервативных нравов валлийских шахтёров, или спонтанные песни и танцы - в какой-то момент можно увидеть Мориарти из "Шерлока" (Эндрю Скотт), лихо отплясывающего на танцполе гей-клуба вместе с Долорес Амбридж из саги о Гарри Поттере (Имельда Стонтон). Отсюда, собственно, и номинация на "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм — комедия или мюзикл", и последующие намерения авторов сделать по мотивам фильма уже полноценный театральный мюзикл.

Однако каких-то особых откровений от фильма ждать не стоит. Слишком большое количество действующих лиц не даёт большинству из них полноценно раскрыться, а потому даже центральный персонаж картины - гей-коммунист Марк Эштон не получает какой-то однозначности: то ли это молодой идеалист, вынужденный заниматься активизмом из стремления к социальной гармонии, то ли прирождённый политик, чью карьеру прервала скоропостижная смерть от СПИДа через пару лет после показанных событий. Аналогично и персонаж Джорджа МакКея - молодой фотограф Джо - пусть и проходит через выбор между семьёй и соратниками, но мучительность этого выбора неочевидна и дана как бы между делом.

В итоге "Гордость" оказывается в первую очередь скорее всё той же иллюстрацией определённых идей и параграфа из учебника, нежели историей, рассказанной о людях. И пусть эта иллюстрация не грузит зрителя излишней пафосностью и вообще довольно интересно и непринуждённо смотрится, но особой глубины и психологии в этом всём не ощущается, а потому после титров остаётся впечатление какой-то недосказанности и нераскрытости темы.

#рецензия на фильм #гордость #квир #марк эштон #эндрю скотт #имельда стонтон