Найти в Дзене

ЧПУ в колледже: как не надо – и как НАДО учить

Часть IV После получения навыков «ручного черчения» (см. часть третья), познакомившись с ЕСКД и развив свое пространственное мышление, учащийся становится в начало тропы, называющейся «СКВОЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ». Вообще, сквозное проектирование – это современный принцип организации проектного и производственного процесса в самых разных областях человеческой деятельности. Нас, прежде всего, интересует этот принцип применительно к машиностроительному производству, а более конкретно – к механообработке на станках с ЧПУ. «Крупными мазками» последовательность сквозного проектирования в нашем случае можно изобразить следующей картинкой (рис. 1). Здесь важно сразу пойти по правильному пути. Что такое правильный путь? Это путь, из начала которого ясно видно завершение – возможность создания готовой управляющей программа для станка с ЧПУ. Не нужно воспринимать этот словесно описанный образ, как, своего рода, трубу: дескать, заглянем в начало – и виден конец. Нет, путь будет петлеобразный и ветв

Часть IV

После получения навыков «ручного черчения» (см. часть третья), познакомившись с ЕСКД и развив свое пространственное мышление, учащийся становится в начало тропы, называющейся «СКВОЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ».

Вообще, сквозное проектирование – это современный принцип организации проектного и производственного процесса в самых разных областях человеческой деятельности. Нас, прежде всего, интересует этот принцип применительно к машиностроительному производству, а более конкретно – к механообработке на станках с ЧПУ. «Крупными мазками» последовательность сквозного проектирования в нашем случае можно изобразить следующей картинкой (рис. 1).

Рис. 1
Рис. 1

Здесь важно сразу пойти по правильному пути. Что такое правильный путь? Это путь, из начала которого ясно видно завершение – возможность создания готовой управляющей программа для станка с ЧПУ. Не нужно воспринимать этот словесно описанный образ, как, своего рода, трубу: дескать, заглянем в начало – и виден конец.

Нет, путь будет петлеобразный и ветвистый. На этом пути только в конструкторской части (CAD) столько этих веток и петель! А именно:

- создание чертежа (плоских видов) детали со всеми размерами и техническими требованиями;

- создание на основе выполненного чертежа – 3D-модели детали;

- обратная задача (твердотельное моделирование) – сначала создание 3D-модели детали, а потом, на ее базе – создание плоских видов и чертежа со всеми размерами и требованиями;

- и др.

Но, все эти петли и ветви пути, в конечном итоге, приводят к одной двери (она называется «Переход в технологическую часть», стрелка от 1 к 2 на рис. 1), за которой…. А а что – «за которой»?

А за ней – либо выход наружу, в «свободное плавание», либо твердая тропа со знакомым ландшафтом.

На твердой тропе сразу просматривается, что завершение пути – не за горами. Да, придется тоже попетлять, но путь подготовлен и размечен.

В свободное же плавание попадают те, кому было легко и свободно «до этого», в CAD-овской части, кто шел знакомым традиционным путем, «как все». В свободном плавании они опять «свободны», предоставлены «воле волн», но, нужно снова искать и выбирать, к какому берегу пристать, чтобы продолжить траекторию, а, выбрав, осваивать особенности нового окружения и, двигаясь, высматривать – видно ли на горизонте завершение.

Ведь можно пройти весь технологический путь, подготовить программу обработки – и снова оказаться перед дверью, но уже закрытой (стрелка от 2 к 3 на рис. 1).

За дверью-то – учебный станок, но, чтобы открыть дверь, нужен «ключик». Он называется «постпроцессор именно для Вашего станка». А у вас этого ключика нет! Об этом «ключике», вернее программном модуле, нужно было позаботиться заранее.

Одним словом, в свободном плавании – сплошные хлопоты. Конкретизируем описанную выше образную картину.

Не секрет, что, когда заходит речь о компьютерной графике, на вопрос: «Какая программа используется в вашем техникуме?», – в 99 процентах случаев следует ответ: «АвтоКад», или – «Компас».

Хорошие программы для графики, слов нет. Удобные, широко распространенные, интуитивно понятные при освоении. Но… – это «чертилки».

У них нет технологической части. Работая в АвтоКаде или Компасе, Вы выходите через упомянутую выше дверь в «свободное плавание» – с чертежами, 3D-моделями в виде файлов. А что делать дальше?

А дальше – подбирать из имеющихся CAM-программ доступную Вам, удовлетворяющую следующим основным условиям:

- способна адекватно «прочитать», для начала, созданные конструкторские файлы;

- способна использовать эти файлы как базу для разработки технологии изготовления детали;

- располагает модулем постпроцессора, который транслирует разработанную программу обработки в управляющую программу для конкретного станка с ЧПУ, который стоит в Вашей лаборатории.

Первые два условия, как правило, не проблема. Файлы АвтоКада и Компаса «читают» большинство CAM-овских программ. А вот третье…. Как Вы будете решать задачу разработки постпроцессора именно для Вашего станка и пристыковки этого модуля к программе CAM – это Ваше личное дело. Как говорится, «… спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Конечно, все технические проблемы можно решить. Но, сама идея организации подготовки по направлению «CAD/CAM-технологии и станки с ЧПУ» в виде «лоскутного одеяла» – выглядит в наше время местечково и архаично.

Надеюсь, я Вас убедил, что современный уровень – это с самых первых шагов обучения использовать полноформатный САПР, имеющий весь набор модулей для сквозного проектирования.

Это позволит учащемуся с самого начала и до завершения находиться в единой программной среде, а не прыгать с программы на программу, каждый раз заново осваивая новый интерфейс. В полноформатном же САПРе на разных этапах проектирования интерфейс сходственный, отличается только мелкими деталями.

Удобно? Безусловно, к тому же экономится куча времени.

Но это еще не все.

Самое главное, что принцип сквозного проектирования подразумевает передачу результатов текущего этапа проектирования сразу на все последующие этапы в единой проектной среде. При этом, изменения, вносимые на любом этапе, отображаются во всех последующих частях проекта.

Данная технология базируется на модульном построении САПР, на использовании общих Баз Данных проекта, и характеризуется широкими возможностями моделирования и контроля на всех этапах проектирования.

К таким этапам, последовательно, относятся: конструкторское проектирование, технологическое проектирование, инженерное проектирование, проектирование технологической оснастки, разработка управляющих программ для оборудования с ЧПУ и их проверка.

Поясню на простом примере.

Уже работая в программном технологическом модуле, Вы, вдруг, обнаружили конструкторский ляп, или недочет, да просто, подумали, и решили изменить радиус, длину или угол, или добавить еще одно отверстие. Одним словом, возникла необходимость внесения изменений на конструкторском этапе.

Если САПР един – то это минутное дело. Вернулись в модуль CAD, внесли изменения, зафиксировали их – и они практически автоматически прошли по всей последующей цепочке.

Все рутинные транслирующие операции автоматизированы. Можете возвращаться к тому месту технологии, где Вы остановились, там Вас уже ждет измененная деталь.

А что Вас ждет, если у Вас «лоскутное одеяло»: CAD сам по себе, CAM сам по себе? Никакого автоматизма, все нужно будет делать вручную. Соответственно – никакого сквозного проектирования.

Одним словом, вопрос настолько очевидный, что обсуждать можно только одно – какой полноформатный САПР выбрать для использования в своем техникуме или колледже. И, если на заре времен выбора большого не было – были только иностранные САПР, то теперь ситуация кардинально изменилась.

Российские САПР сейчас ничуть не уступают, а во многих пользовательских аспектах и превосходят иностранные. И не только потому, что в них все по-русски и есть максимальная методическая поддержка. Не вдаваясь в подробности – из-за того, что российские САПР начали разрабатываться значительно позже иностранных, они изначально строились на более современном программно-математическом базисе. А программно-математический базис, опять же, не вдаваясь в детали, это константа, достаточно постоянная во времени.

По этой причине, во время сравнительных испытаний, зачастую, наши программы опережают иностранные по времени, затраченному на одинаковую работу – просто считают быстрее, более молодые «мозги».

Итак, что же, в итоге, предлагает компания ДиСис в рамках своей концепции?

ДиСис комплектует свои лаборатории-мастерские одной из лучших САПР РФ – CAD/CAM/CAPP-системой ADEM.

Здесь следует еще раз дать расшифровку этих аббревиатур, чтобы сэкономить читателю время на энциклопедические поиски. Коротко, на понятийном уровне, обозначим эти термины.
Здесь следует еще раз дать расшифровку этих аббревиатур, чтобы сэкономить читателю время на энциклопедические поиски. Коротко, на понятийном уровне, обозначим эти термины.

По порядку следования:

- CAD (computer-aided design) – автоматизированное проектирование.

Термин используется для обозначения широкого спектра компьютерных инструментов для автоматизации двумерного и трехмерного геометрического проектирования, создания конструкторской документации;

- CAM (computer-aided manufacturing) – автоматизированное производство.

Термин используется для обозначения программного обеспечения, основной целью которого является создание программ для управления станками с ЧПУ. Входными данными CAM-системы являются геометрические модели изделий, разработанные в системе автоматизированного проектирования (CAD).

- CAPP (computer-aided process planning) – автоматизированная технологическая подготовка производства.

Термин используется для обозначения программных инструментов, применяемых на стыке CAD и CAM. Задача технологической подготовки - по заданной CAD-модели изделия составить план его производства. Данный план содержит указания о последовательности технологических операций, используемых станках, инструментах и проч.

Ну и, наконец,

- ADEM (automated design, engineering & manufacturing) – автоматизированное проектирование, расчет и изготовление.

Представляет собой самое современное, разработанное отечественными специалистами программное обеспечение сквозного автоматизированного проектирования (САПР).

ADEM — это единое конструкторско-технологическое пространство, единая база, единый интерфейс. САПР имеет модульную структуру. Для интересующихся полным набором модулей, привожу ссылку: https://adem.ru/products/.

Для наших учебных целей имеется апробированный комплект из трех модулей –CAD/CAM/CAPP.

Разработчики системы ADEM ориентировалась не только на производство, на автоматизацию конструкторских и технологических работ на предприятиях промышленности, но и на эффективность подготовки квалифицированного персонала для этой промышленности в учебных лабораториях.

Поэтому, простота освоения и эксплуатации программного продукта, а также комплексный подход к вопросам автоматизации труда конструктора и технолога позволяют студентам быстро и наглядно освоить процесс сквозного проектирования.

Много лет назад, после изучения рынка систем проектирования и подготовки производства, специалистами «ДиСис» было решено для становления и развития учебного направления «CAD/CAM-технологии и станки с ЧПУ» применять именно систему ADEM.

При выборе программы решающими аргументами стали необычайная легкость освоения системы, полнота функционала для сквозного проектирования, продуманная и полная справка, встроенная в систему. Подкупали эффективность обучения, прекрасная иллюстративность процесса сквозного проектирования, при котором созданная конструктором объемная модель практически тут же переводится в чертежи и программы для ЧПУ с учетом используемого оборудования и инструмента.

Ну и, поскольку уже тогда планировалась практическая реализация простой и эффективной идеи комплексного использования связки «CAD/CAM/CAPP-система – учебный станок с ЧПУ» для формирования навыков работы с современным программным обеспечением и оборудованием у студентов колледжей и вузов, – выяснилось, что программа ADEM отвечает этому в наилучшей степени.

Выбор ДиСис оказался верным. САПР ADEM за эти годы стал общепризнанным образцом программного продукта для практического освоения сквозного проектирования в технических учебных заведениях любого уровня.

Разумеется, компания ДиСис обеспечивает свои учебные лаборатории-мастерские по направлению «CAD/CAM-технологии и станки с ЧПУ» подробными руководствами по всей системе сквозного проектирования и полноценной методической поддержкой.

В следующей, пятой части статьи, продолжим «путешествие» по учебной лаборатории сквозного проектирования ДиСис. Речь пойдет об интерактивной мультимедийной программе, которая представляет собой индивидуального виртуального тренера, преподавателя и экзаменатора по направлению «CAD/CAM-технологии и станки с ЧПУ».

Кандидат технических наук

Маландин Геннадий Юрьевич