Найти тему
Кирилл Рожков

Как искать работу в Indie GameDev'е музыкальному композитору и саунд дизайнеру.

И так ранее я написал небольшой текст про то, какое обучение в области саунд дизайна я выбрал и почему. А теперь хотел бы поделиться опытом как и где я искал заказчиков саунд дизайна и музыки в Indie океане, как и на каких условиях можно договориться и о прочем.

Первые поиски спроса на мои услуги начинались за долго до того как я подумал про обучение вообще. Первое место куда попал это gcup.ru https://gcup.ru/forum - форум разработчиков игр. Зарегистрировался, заполнил профиль, разместил пост в соответствующем разделе о предложении моих услуг и сел ждать. Конечно ни кто не написал мне =).

После этого я начал изучать другие разделы форума где искали композиторов и саунд дизайнеров. Но таких запросов было совсем немного, а специалистов умеющих писать музыку и звуки в общем-то много. (К слову сказать, первый проект всё же сросся именно в разделе поиска нужных людей).

Но далее я пошёл по другому пути и начал почитывать раздел где инди разрабы выкладывают свои наработки игр и получают обратную связь от местной публики. Тут я решил проявить инициативу и предлагать в личку звуковое и музыкальное оформление. Так я результативно зацепился с двумя разработчиками которые пилили свои инди проекты. Оба они в итоге не увидели свет =) Но первые попытки продать свои навыки прошли успешно хоть и за 0 рублей =). В этих двух проектах нужна была музыка и я написал её и передал заказчику. Всё делалось чисто для получения опыта, а потому без денег, просто за доброе имя.

После этих двух попыток мне удалось зацепиться за объявление там же на gcup где искали композитора для мобильной игры в жанре пазла. Как выяснилось позже это был один предприимчивый человек который сам начал разрабатывать игру, рисовать, кодить, но и параллельно искал других спецов ибо понимал, что объём работы не маленький. Забегая вперёд игра увидела свет АЖ через три года и то не надолго. И так же этот проект был выполнен на чистом энтузиазме без денег, но за место в титрах и будущих проектах (если такие были бы).

После этого опыта был большой перерыв когда я не искал заказчиков, а принимал участие в качестве композитора для народных модов Fallout New Vegas . Написав два десятка эмбиент композиций и почувствовав себя Марком Морганом =), я принялся заново искать применение своим навыкам на геймдев поприще.

Богатым на "живых" разработчиков игр оказалось сообщество в вконтакте Gamedev.ru https://vk.com/gamedev_ru. Там каждую субботу проходит так называемый "скриншотный субботник", где разработчики в комментах выкладывают свои наработки за неделю. А их там много! И это значит что с большой вероятностью каждому нужны звуки и музыка.

Вот тут началась работа менеджера по продажам.

Перед тем как кому либо написать в личку из этих разработчиков я заготовил небольшое портфолио из музыки и звуковых примеров. А так же приготовил текст "рыбу" с описанием того, что я предлагаю. Затем я изучал его наработки в его группе или на его странице, читал о проекте. И затем начинал писать.

Конечно многие и это было ожидаемо не платежеспособны, оно и понятно, отечественный инди геймдев абсолютно хардкорен и большинство игр пилятся в свободное время с максимальным отсутствием вложений. Но отсутствие оплаты за работу это только половина беды, к сожалению большая часть проектов повисает в воздухе не дойдя до логического финала, по разным причинам. От этого конечно опускаются руки ибо написать музыку и подготовить пак звуков занимает меньше времени чем код и графика, и вот ты уже выполнил свою работу, а после этого проект руинится.

Так было 2-3 раза, благо в небольшом промежутке времени. Позже я стал более избирательным и писать стал меньшему количеству разработчиков, уже было небольшое понимание, что такое разработка игры одним человеком и кто такой инди разработчик. Ты видишь на сколько может быть амбициозным проект и на сколько медленно в нём продвигается разработчик - вывод будет очевиден.

После долгих попыток зайти к кому-то в проект, который будет доведен до продающей площадки будь то Steam, Epic Store, PS Store мне удалось связаться с одним таким человеком. На удивление это был всего один человек https://vk.com/hugepixel который делал всё от и до и изредка привлекал на аутсорс кодера или художника. Но был пробел с музыкой =). Тут я и подвернулся со своим предложением написать музыку за бесплатно, но с условием что проект будет доведен до конца, а я окажусь в титрах и смогу показывать игру как портфолио. Кстати случилось это знакомство в 2019ом году, с тех пор вышло около 10 небольших игр с моим участием и мы до сих пор продолжаем работать.

По возможно старайтесь посещать различного рода онлайн и офлайн меропрития так или иначе связанные с геймдевом. Так например я получил небольшую работу по подготовке звуков, музыки и проекта в аудиодвижке FMOD для будущей игры. Посетив онлайн бесплатный семинар от https://vk.com/hsbi_games, честно говоря я даже не помню тему этого семинара, возможно что-то про геймдзиайн, но в моменте один из организаторов обмовлился, что если вы уже являетесь специлистом в какой либо области геймдева то напишите нам на почту и мы поищем вам работу. Так я и сделал! И они дали "работу за деньги"!

Сарафанное радио безусловно имеет место быть, не редко разрабы заочно (и нетолько) знакомы и иногда общаются друг с другом, можно попросить замолвить при случае про себя словечко. Так и получилось меня тоже порекомендовали и ни раз! После такого знакомства игра Yoko & Yuki Dr. Rats Revenge https://vk.com/hoodoobear обзавелась своей уникальной музыкой и звуковыми эффектами.

А однажды меня порекомендовал композитор https://vk.com/rusfobb с которым мы даже не были знакомы в качестве саунд дизайнера и подогнал оплачиваему работу, просто увидев в какой-то одной из групп по геймдеву в ВК моё портфолио. Он познакомил меня с предпринимателем KICKOOS Games из Штатов который собирал команду дизайнеров, художников и музыкантов по всему миру, так получилось поучаствовать в нескольких проектах как аудио дизайнер и заработать.

Теперь выжимка для тех кто хочет попытать удачу в indie gamedev'е:

  1. Подготовь портфолио! Да, нужно показать что ты умеешь. Это может быть музыка , могут быть видео фрагменты геймлпея или вообще готовая демка игры (если уже участвовал где-то). Немаловажный момент: к примеру ты пишешь разрабу ХОРРОР игры и предлагаешь свои услуги как композитора - очевидно, что не стоит ему кидать музыку от весёлой казуалки. Если нет таких работ, то можно написать, что готов сделать демку для зацена и подложить например под уже существующий геймлпей игры или под подборку скриншотов демки.
  2. Искать инди разрабов в соц.сетях, как и писал выше это профильные группы для разработчиков игр. Искать, что понравилось и писать в личку! Договариваться!
  3. Условия вашего труда - да это хорошо если могут заплатить, но лично я не брезговал любыми деньгами, а так же работал за место в титрах и не лишнем упоминании о себе, для меня важно было что бы проект увидел свет. Обзаведитесь счетом в банке, заведите киви кашелёк и по возможности PAYPAL (сейчас в 2022 это конечно пока проблема). Вообще к слову если вы не знаете сколько может стоить ваша работа, то вот формула. Она простая: к примеру вы знаете сколько времени занимает у вас написание музыкальной композиции (равной 1 минуте) или сколько времени занимает создание стандартного пака звуков персонажа в экшене, а далее вы берёте сумму за час своей работы - столько за сколько вам комфортно будет работать в ЧАС. Далее надо понять возможности потенциального заказчика и уже попытаться договориться на берегу, сравнив ваше желание с его возможностями.