Начинаю рассказывать о том, как учу читать четырехлетню Еву. Делюсь материалами и методиками.
1. Знакомство.
Занятия будут проходить у меня дома на полу и диване гостинной и за столом в столовой.
Пока я знакомилась с Евой и её плюшевым котом Басиком (заранее попросила взять с собой), мама девочки заполняла Согласие на использование изображения Евы в соцсетях.
Ева пришла с Басиком и еще двумя маленькими резиновыми игрушками. Так как занятие индивидуальное, то требуются дополнительные участники. У меня был напарником плюшевый кот старшей дочери. У Евы - Басик. Басик - образ маленького несмышленного существа, которому простительны разные выходки и ошибки. "Он ведь маленький! Ничего не знает!"
Задание: угадай, на какой карточки написано "..."
Материалы: карточки с большими буквами - имя девочки, папа, мама, Басик, Селисус и Катя (мое имя). Буквы пустые (имеют только контур), это не удобно (плохо виден силуэт буквы), но дальше они нам понадобятся именно в таком виде.
Мы уселись на полу на коврик для йоги. Во время занятия Ева спокойно меняла свои позы, в конце она просто легла на него.
Я высыпала перед Евой карточки и предложила угадать, где какие слова написаны. Ева не вглядывалась в буквы. Хорошо помогла подсказка:" Селисус - самое длинное слово, а Ева - самое короткое." Селисус и Ева получили свои карточки. Остальные карточки я прокомментировала и разложила: свою взяла себе, а "папа" и "мама" легли рядом с Евой. Басику была выдана его карточка.
2. Удивляем маму.
Накануне я получила от мамы Евы список брендов и мультиков, которые узнает Ева.
Задание. Прочитай надписи.
Материал. Листы с названиями брендов.
Я сказала, что мама думает, что Ева не умеет читать. Сейчас мы удивим её. Я выкладывала перед Евой листы и предлагала показывать, какие надписи она знает и назвать их.
Ева показала и назвала "фиксиков" и "фруто-няню"
На этом листе она показала на "барни" и "Машу и Медведя", но не стала называть.
Следующие листы были сложнее.
Она показала кока-колу.
На этом листе засмущалась и согласилась, что знает "киндер". Внимание! Ребенок читает по-английский!!!
Мама сказала, что это зрительная память. И она права. На этом эффекте основана методика Глена Домана. Но что хорошо для английского, не всегда подходит для русского. Нам нет необходимости запоминать слово целиком, нам быстрее и эффективнее выучить буквы и слоги.
3. Буквы - не буквы.
Следующее задание было на проверку насмотренности и интуиции.
Задание. Найди буквы.
Материалы: отдельные карточки.
Ева, я, Басик и Селисус расселись кружком. Ева играла за Басика, я - за Селисуса. Начинали с Басика и заканчивали Евой.
Я рассыпала в середине карточки и предложила каждому брать по одной букве.
Сейчас вижу свою ошибку. Шрифт надо брать такой, в котором буква "Л" не похожа на букву "П" и состоит из двух палочек.
В итоге, Бася набрал больше цифр (Ева тыкала лапой в ближайшие карточки), Селисус получил с подсказки Басика одну цифру, я собрала только буквы. У Евы была одна цифра (Басик подсказал) и буквы.
Во время игры я предложила найти "не буквы". Ева тут же вычислила знаки дорожного движения и иероглифы. Мы их обсудили и отложили.
Карточек было много и Ева утомилась. Я предложила закончить игру, но девочка показала на оставшиеся пять карточек. Мы доиграли до конца!
Ева - молодец! Это было долго и сложно.
4. Готовимся к новой встрече.
Во время игры Ева немного привыкла к новой обстановке и притомилась. Она еще не знает что букв много и их надо хорошо выучить и научиться читать. Маме я дала листок с Советами, которые должны помочь девочке легче усваивать информацию.
Осталось придумать повод для многочисленных встреч.
В интернете я нашла изображения Басика и отрисовала страничку. Реальный Басик оказался потолще.
Теперь у Евы есть обложка ее собственной Азбуки.На уроках мы будем делать странички, которые мама будет вставлять в папку (я надеюсь).
Еще я показала Еве картинку (успела отрисовать).
-Буква превратилась. Знаешь во что?
- В арбуз.
- А какая буква?
Ева застенчиво заулыбалась.
Фотографию буквы я отправили маме в Ватсап. Надеюсь до следующего урока они "отгадают". А если не отгадают - Ева узнает на уроке.
И бонусом: коробочка с наклейками на выбор. Одна - для Евы, другая - для Басика. Пока мы с мамой разговаривали наклейки были многократно использованы:) Одна перестала клеиться. Ева хотела ее выкинуть, но я предложила воспользоваться дома клеем. Ева забрала наклейку обратно.
Весь урок занял 26 минут.
А мне надо успеть подготовить материал к следующему.
Успехов вам в ваших занятиях.
С чего всё началось можно узнать тут.