Найти тему

Инвестиции в Китай. "Sands China"

Логотип Компании Sands China
Логотип Компании Sands China

Sands China Ltd. (1928HK) — один из лидеров гостинично-туристического сектора представленного на Гонконгской Бирже. Компания вледеет и управляет несколькими комплексными курортами и казино в административном регионе Макао. Является дочерней Компанией американской Las Vegas Sands Corp. (NYSE: LVS)

курортные комплексы, принадлежащие Sands China в Макао собранные на одной каринке
курортные комплексы, принадлежащие Sands China в Макао собранные на одной каринке

Макао является одним из крупнейших игровых рынков азартных игр в мире по доходам от казино и единственным местом в Китае, где оно легализованно.

Управление игорной деятельностью и казино в Макао, жестко регламентируется местным Правительством. На данный момент Правительством выдано только 6 лицензий (концессий), 3 из которых являются сублицензиями, разрешающими проведение азартных игр. Одна из сублицензий выдана дочерней компании Venetian Macau Limited и разрешает компании, осуществлять игорную деятельность на своих фешенебельных куроротных зонах.

Весь бизнес Компании осуществляется в Макао, административном автономном районе Китая, аналог Гонконга, расположенный в непосредственно близости от него. Бывшая Португальская колония, сейчас в Макао проживает всего около 700тыс человек

Бизнес Компании строится на доходах от казино и игорного бизнеса, а также на предоставлении всего комплекса услуг на территории курортных зон, построенных и принадлежащих на праве собственности.

Компания располагает 5 курортными зонами (Sands® MacaoThe Venetian® MacaoThe Plaza® MacaoThe Parisian Macao и The Londoner® Macao), расположенными в Макао, 4 из которых примыкают друг к другу и занимают практически целый небольшой остров, на котором расположены фешенебельные отели, торговые центры, театры, стадион, конференц-холлы и выставочные залы, рестораны, кафе и люксовые бутики. Все это хозяйство на относительно небольшом участке местности принадлжеит Sands China.

По мимо основного бизнеса, Sands China также принадлежит одна из 2-х существующих высокоскоростных паромных линий между Гонконгом и Макао, туристические агенства, сервис по управлению автобусами-шаттлами, лимузины (95шт) и бизнес-джеты (15 шт) в совместном пользовании с материнской Las Vegas Sands.

The Venetian® Macao

"Венецианский Макао". Фото с официального сайта компании
"Венецианский Макао". Фото с официального сайта компании

"Венецианский Макао"- был открыт в августе 2007 года, является "якорной" курортной зоной на острове Котай. Включает в себя около 35 000 квадратных метров игровых зон, расположенных в эксклюзивных VIP-залах и обширном игровом зале массового игорного сегмента.

Помимо игровых залов, в The Venetian Macao есть:

  • 39-этажный пятизвездочный отель на 3000 номеров.
  • 64 люкса Paiza, некоторые из которых включают частные массажные кабинеты, тренажерные залы, бассейны и медиа-/караоке-залы.
  • Широкий выбор развлечений и удобств
  • Приблизительно 1 миллион квадратных футов (93 тыс кв.м) торговых и обеденных зон в торговом центре "Shoppes at Venetian", с ресторанами и магазинами, расположенными вдоль уличных пейзажей, напоминающих историческую Венецию, с тремя каналами, по каждому из которых можно покататься на гондоле.
  • Конференц-центр и комплекс конференц-залов площадью около 1,2 миллиона квадратных футов. (111 тыс кв.м)
  • Стадион "Cotai Arena" на 15 000 мест, на котором проводятся различные развлекательные и спортивные мероприятия.
  • Роскошный Венецианский театр на 1800 мест.

The Parisian Macao

"Парижский Макао". Фото с официального сайта компании
"Парижский Макао". Фото с официального сайта компании

"Парижский Макао"- был открыт в сентябре 2016 года, новейший интегрированный курорт созданный в Парижском стиле с аутентично воссозданной копией Эйфелевой башни в полумасштабе.

Комплекс интегрированных курортных объектов отеля включает в себя:

  • 2500 номеров и люксов, конференц-залы, рестораны интернациональной кухни, спа-центр, детский клуб, оздоровительный клуб, террасу у бассейна с тематическим аквапарком и театр на 1200 мест
  • Торговый центр, "Shoppes at Parisian", предлагает около 296 000 квадратных футов, 130 торговых точек, предлагающих последние новинки моды и высокой моды в обстановке, напоминающей улицы Парижа, с эклектичным сочетанием уличных художников и артистов, усиливающих аутентичный образ Парижа
  • "Парижский Макао" соединен с "Венецианским Макао" наземной галлерей и вместе образуют взаимосвязанный интегрированный курортный город.

The Londoner® Macao

"Лондонский Макао". Фото с официального сайта компании
"Лондонский Макао". Фото с официального сайта компании

"Лондонский Макао"- новейшая курортная зона, открывающаяся поэтапно с 2021 года, расположен напротив трех других курортов и является крупнейшим комплексным курортом острове Котай.

Комплекс состоит из четырех гостиничных башен:

-первая состоит из примерно 650 пятизвездочных номеров и люксов под брендом Conrad и примерно 600 люксов в лондонском стиле, в том числе 14 люксов Дэвида Бекхэма в The Londoner Macao Hotel;

-вторая башня включает около 1800 номеров и люксов под брендом Sheraton;

-третья башня содержит около 2100 номеров и люксов, также под брендом Sheraton;

-четвертая башня около 400 номеров и люксов под брендом St. Regis.

Интегрированный курорт включает около 351 000 квадратных футов игровых площадей, около 369 000 квадратных футов (32 500 кв.м) конференц-залов, театр на 1700 мест и около 525 000 квадратных футов (49 000 кв.м) торговых площадей с более чем 130 магазинами и более чем 40 ресторанами и точками питания интернационального ассортимента кухонь.

По плану "Лондонский Макао" будет включать в себя некоторые из самых узнаваемых достопримечательностей Лондона, такие как здание парламента и Биг-Бен. Торговые площади курорта будут расширены и в дальнейшем переименованы в "Shoppes at Londoner". На курорте также есть "Londoner Court", который открылся в сентябре 2021 года и включает в себя около 370 роскошных жилых помещений и люксов.

The Plaza® Macao

"Плаза Макао". Фото с официального сайта компании
"Плаза Макао". Фото с официального сайта компании

"Плаза Макао"- был открыт в августе 2008 года, самый маленький курорт из 4-х расположенных на острове Котай, включает в себя отель "Four Seasons Hotel Macao" на 360 номеров и люксов, казино "Плаза", тоговый центр "Four Seasons", несколько ресторанов и баров, фитнес-центр, бассейн и спа; а также конференц-, банкетные залы и другие сопутствующие объекты

Небольшое Казино Plaza предлагает игровое пространство площадью 127 000 квадратных футов (12 000 кв.м), включая эксклюзивные залы, предназначенные для VIP-игроков и игроков премиум-класса.

"Shoppes at Four Seasons" — это крупнейший торговый центр класса люкс в Макао, в котором есть более 244 000 квадратных футов (22 500 кв.м) фирменных магазинов беспошлинной торговли класса люкс, а также высококачественные рестораны, Среди магазиной такие бренды, как Bottega Veneta, Canali, Cartier, Chanel, Dior, Gucci, Hermès, Louis Vuitton, Valentino и Versace.

Sands® Macao

"Сандс Макао". Фото с официального сайта компании
"Сандс Макао". Фото с официального сайта компании

"Sands ® Macao"- старейшая курортная зона, открытая в 2004 года и расположенная на другом острове. Было первым казино в стиле Лас-Вегаса в Макао, в настоящее время включает в себя игровые зоны для массового игрового сегмента, VIP-и премиум-игроков, а также развлекательные заведения и рестораны. В Sands Macao игровое пространство составляет около 212 000 квадратных футов (20 000 кв.м)

По мимо этого "Sands Macao" предлагает 289 люксов, рестораны, спа-центр, развлекательные зоны и другие удобства.

Сегмент паромной переправы:

В ноябре 2007 года была запущена высокоскоростное паромное сообщение Cotai Water Jet между паромными терминалами Гонконг-Макао и паромным терминалом Тайпа рядом с основными курортными зонами Компании. В начале 2020г. паромное сообщение между Макао и Гонконгом из-за пандемии было остановлено и до настоящего времени (на дату выхода годового отчета в начале апреля) не функционирует, сроки возобновления непонятны, все в руках Китайских властей

Паром компании.Фото из Яндекс.Картинки
Паром компании.Фото из Яндекс.Картинки

По состоянию на 31 декабря 2021 года совокупно на всех этих курортах Компании было:

- 12 373 гостиничных номера и люкса,

- 2,1 миллиона квадратных футов (200 000 кв.м) помещений торговых центров

- 151 ресторанов, кафе и закусочных,

-1,7 миллиона квадратных футов (158 000 кв.м) MICE-площадей (деловые зоны, конференц-холлы) предназначенное для организации и проведения различных корпоративных мероприятий.

-4 постоянных театра,

-арена на 15 000 мест

-некоторые из крупнейших в мире казино.

Наглядная табличка, где указано все "добро", которым располагает Компании.Она на английском, но думаю все понятно

Данные из годового отчета компании за 2021г.
Данные из годового отчета компании за 2021г.

У Компании отличный красочный годовой отчет за 2021г. на Английском языке на 216 страницах, если кого заинтересует можете на сайте Компании почитать. Отчетность компания предоставляет 2 раза в год (за полугодие и год), дивиденды последние года не платит.

обложка годового отчета компании за 2021г.
обложка годового отчета компании за 2021г.

Здесь также, как и в прошлых обзорах, цели подробно изучать всю финансовую отчетность и подноготную у меня нет, только беглое знакомство для понимания.

• Общая чистая выручка Группы составила 2,87 млрд долларов США (22,42 млрд гонконгских долларов) за год, увеличившись на 70,4% по сравнению с 1,69 млрд долларов США (13,08 млрд гонконгских долларов) в ковидном 2020г.

• Убыток Группы составил 1,05 млрд долларов США (8,17 млрд гонконгских долларов) за год, по сравнению с убытком в размере 1,52 млрд долларов США (11,81 млрд гонконгских долларов) за год

• Скорректированный показатель EBITDA Группы по имуществу составил 341 миллион долларов США (2,66 миллиарда гонконгских долларов), по сравнению с скорректированным убытком по EBITDA в размере 428 миллионов долларов США (3,32 миллиарда гонконгских долларов) в прошлом году

Здесь уместнее конечно же сравнивать с доковидным периодом, чтобы понять, насколько Компания восстановилась, цифры по выручке показывают текущие 33% от доковидного 2019 года, что по прежнему довольно печально.

Основная проблема, все тот же Ковид, который не отпускает Китай и его территории, точнее "политика нулевой терпимости" к нему и жесточайшие локдауны. Многие наверное слышали, видели, что позволяют себе власти Китая в плане ограничений. Кто не видел, советую для общего понимания посмотреть. Боюсь даже представить, если бы у нас власти действовали такими жесткими методами. Эта тема будет проходить нитью по всем Китайским компаниям, если смотреть на их финансовые и операционные результаты и правильнее сравнивать текущую ситуацию именно с 2019г. по множеству компаний.

В 2021г. практически сводились к нулю туристические посещения Макао, общее количество туристов в Макао в 2021 году составило всего около 8 миллионов посещений, что состовило только 20% по сравнению с доковидным 2019 годом, к ковидному 2020г. прирост на 31%.

На чем зарабатывает Компания?

Для понимания, на чем зарабатывает Компания, ниже структура ее выручки. Как видно, ключевой сегмент выручки это казино и игорный бизнес $1,987млрд по прошлому году (69% доля от всей выручки), отели (9,5%), торговые площади (16,4%), ресторанная деятельность (3,2%), прочее (паром,туристические агенства, аренда самолетов,автобусы)-1,5%

данные из годового отчета компании
данные из годового отчета компании

Прямо скажем, почти 70%- это слишком сильный перекос в структуре выручки на сегмент казино и игорный бизнес. Сегмент сложный, конкурентный, несет в себе много потенциальных законодательных рисков, особенно учитывая любовь Китая к регулированию. Но о нем поговорим, как-нибудь отдельно.

Рестораны, паром, частные самолеты, туристические агенства видятся просто как нагрузка на бизнес, не приносящая особо денег, но требующая очень высокого сервиса и ответственности перед клиентами. Но и без этих сервисов конечно такой Компании никуда, вопрос только в том, оформлять все на себя и самостоятельно нести это бремя, либо отдать все на аутсорсинг и под управление "бизнес-партнеров". В текущей бизнес-модели Компания весь спектр бизнеса и туристических услуг замыкает на себе.

Для наглядности показатели Компании по выручке и чистой прибыли с 2017 по 2021гг. Понятно, что последние 2 года были сложными, логичные и объяснимые провалы по выручке и прибыли, отношение долгов к активам выросло, но если посмотреть на предыдущие "спокойные" года 2017-2019гг также операционная деятельность в финансовом плане не сильно росла, а по сути стагнировала.

данные по компании с инвестинного ресурса Tipranks
данные по компании с инвестинного ресурса Tipranks

С момента начала пандемии, акции Компании заметно упали, текущая коррекция составляет порядка -68%. Что удивидельно в апреле прошлого, 2021г. котировки практически вернулись на доковидные показатели, у инвесторов видимо была уверенность в быстром восстановлении отрасли, которая не оправдалась.

Недельный график компании с портала Tradingview
Недельный график компании с портала Tradingview

В целом отрасль переживает трудные времена, учитывая деятельность Компании в Китайской юрисдикции и очень "трепетное" отношение властей к ковид, акции Sands China (на графике красная линия SCHYY) были одними из худших в отрасли.

данные по компании с инвестинного ресурса Tipranks
данные по компании с инвестинного ресурса Tipranks

В качестве итога.

Сеть насколько я понял, пользуется большой популярностью, как среди туристов с материкового Китая, так и туристов со всего мира.

По многим туристическим номинациям лидирует, чего только не проводят у себя, и новогодние шоу и концерты знаменитостей и Китайских исполнителей, большая кооперация и сотрудничество c AliBaba, Meituan, Tencent Music, WeChat, разумеется одни из самых крупных в мире казино.

Для понимания масштабности, в прошлом 2021 году все объекты Группы посетили в общей сложности 41,6 миллиона посетителей, что получается около 114 000 посетителей в день. MICE-сегмент посетило 731 000 посетителей это еще учитывая постоянные COVID-ограничения

Нужно отдать должное, Компания по максимуму решила использовать время простоя бизнеса из-за ковид, довольно активно строили в 2020-2021гг, запустили один своих крупнейших проектов «Лондонский Макао», реконструировали устаревшие площади.

Пандемия COVID-19 существенно подкасила Компанию, негативно сказалась на количестве посетителей в целом Макао и объектов Компании в частности. Пока пишу обзор снова приходят новости о вспышке в Макао, снова власти вводят ограничения. Страдают все сегменты бизнеса.

Очень важный и я так понял непростой вопрос с властями по продлению лицензий на ведение игорного бизнеса и казино для всех действующих компаний. Предполагается, что на этой неделе будет принято промежуточное решение о продлении всем Компаниям лицензий до конца года. В этот период власти Макао обещают обновить законодательство "об игорном бизнесе" с его ужеточением.

В целом мировая экономическая ситуация, по сути кризис инфляции, безусловно негативно сказывается и скажется в будущем на финансовом состоянии людей. В периоды кризиса явно многим не до казино, люксовых отелей и модных дорогущих брендовых покупок. Тот же ковид сильно изменил бизнес-модель многих Компаний в корпоративных практиках,заметное снижение командировок, массовых оффлайн встреч. Под сильным давлением MICE-площади, деловые зоны и конференц-холлы, предназначенные для организации и проведения различных корпоративных мероприятий и форумов.

Сюда же добавим и сильную конкуренцию в отрасли, конкуренты в Макао также развиваются, есть очень крупные сопоставимые игроки, есть заметно меньшие компании с уклоном в массовый игорный сегмент, карточные и игровые автоматы. Есть конкуренты в Малайзии и Сингапуре, где местные правительства гораздо лояльнее относятся к ковид и вводимым ограничениям.

Иностранная, а точнее амерканская материнская Компания "Las Vegas Sands", явно в текущих, напряженных американо-китайских отношениях выступает скорее минусом, чем плюсом. Да и китайская власть, региональная власть Макао вполне может усилить регуляторное и законодательное давление на отрасль, по словесной риторике, я так понял это вовсю обсуждается.

Как итог, совершенно не хочется в Компанию инвестировать в текущих реалиях, риски на мой взгляд до сих пор высокие, снижение котировок с начала пандемии не оправдывают того падения бизнеса, который наблюдается, перспективы восстановления полноценной деятельности Компании труднопрогнозируемы и достаточно туманы.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц