Довольно часто можно встретить два противоположных отношения к вопросу незаменимости на работе.
Одни максимально запутывают следы, завязывают всё на себя лично и не дают другим разобраться в том, что они делают. Другие, наоборот, делают всё максимально прозрачно и общедоступно.
Незаменимый
Главный плюс, по мнению таких людей, в том, что их не уволят. Ибо всё на них держится, без них ничего ни у кого не получится.
А отсюда и перспективы карьерного роста. Раз они всё контролируют, то можно под себя подминать всё больше важных штук, завязывать их на себя, быть еще важнее и незаменимее, торговать (шантажировать) для себя всё больше и больше денег.
Минус для таких людей в том, что работать им приходится слишком много, что раз они всё замкнули на себе и без них никто не разберется. Даже в отпуске придется попотеть. А еще нельзя избавиться от не очень важной или просто надоевшей работы, ведь тогда придется кого-то научить это делать и теряется аура незаменимости.
Для компаний очевидный минус в том, что нельзя производить разумную ротацию кадров. Надо надеяться, что сотрудник, который фактически взял в заложники компанию, не заболеет, не уволится, не попадет под автобус.
Заменимый
Тут всё наоборот.
Когда ты сделал свою работу понятной и доступной чуть ли не каждому (по мере квалификации, разумеется), то тебя легко заменить без простоя дел компании. Но тебе хорошо отдыхается в отпуске, и ты легко можешь делегировать свои дела, занявшись чем-то более важным и/или интересным.
Моё мнение
Если компания недобросовестная, то в ней можно выжить, только будучи незаменимым. Если вам нравится плести интриги, ходить по головам и шантажировать – подыщите себе такого работодателя, и да начнется смертельная битва.
Ребята, которые просто хотят нормально работать, делать свои задачи понятными, писать инструкции, учить других людей, в такой компании будут страдать. А на зарплатных переговорах услышат о том, как их работу может сделать любой, за что им повышать, и вообще, если не нравится – пусть идут на мороз, щас других быстренько найдут на замену.
А если компания и менеджмент порядочные, то они будут ценить именно тех людей, кто борется с незаменимостью. И страхи быть уволенным тут беспочвенные. Разумный менеджер понимает, что если сотрудник сделал свою работу такой, что можно её передать, научить, то этот человек и дальше продолжит делать подобные полезные для компании вещи. И если его сейчас не ценить, унизить и заменить, то следующего, конечно, можно найти легко, но будет ли он поддерживать эту культуру – неизвестно. В итоге то, что было стройным вчера, может развалиться сегодня.
Для себя я твердо решил, что буду делать свою работу понятной, открытой, общедоступной. Писать регламенты, инструкции. Обучать других людей. Компании это на пользу. А если компании это на пользу и компания хорошая (что в моем случае так), то и мне это будет на пользу.
А в непорядочных я уже наработался, больше как-то и не хочется подковерными интригами заниматься.
Итог
Будьте порядочными людьми, облегчайте себе и другим жизнь и работу. Не связывайтесь с мутными компаниями и интригами (только если не кайфуете от этого).