Ирина Екимовских, директор Аудиторской группы «Капитал» и резидент бизнес-сообщества «Эквиум» Екатеринбург, в рубрике РБК «Новости партнёров» рассказала о «Законах богатства», которые можно применить как к личным, так и к корпоративным финансам. С разрешения автора публикуем статью без изменений.
На первый взгляд, в книге Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне» перечислены азбучные истины, но это основы, которые иногда стоить повторить даже прожжённым финансистам. Книга написана в стиле «сказок Шахерезады», прекрасно подходит для чтения с детьми.
Чем раньше дети начнут понимать, что процесс накопления капитала — это долгий путь, состоящий из понятных действий и шагов, тем лучше.
Мне же хочется провести параллель между личными и корпоративными финансами. «Законы богатства», перечисленные в книге, универсальны и применимы как к личным, так и к корпоративным финансам.
1. Начните пополнять кошелек
«Из каждых десяти монет, положенных в кошелек, тратить только девять»
Часть заработанного надо откладывать в накопления.
В корпоративных финансах этот процесс называется формированием финансовых резервов. Резервы формируют финансово грамотные предприниматели, которые не живут одним днем, а смотрят за горизонт отчетного периода. Резервы нужны компании чтобы пережить трудные времена, резко вырасти, или приобрести какие-то «плохо лежащие» активы. Я видела бизнесы с миллиардными оборотами, которые уходили в банкротство, когда не могли погасить кредит в несколько миллионов рублей.
2. Контролируйте расходы
«…и теперь я вам раскрою одну истину: то, что мы называем «насущными потребностями», будет расти прямо пропорционально нашим доходам, до тех пор, пока мы не воспротивимся такому порядку вещей»
Если вы не будете контролировать расходы бизнеса, они будут постоянно расти. Не верите? Проверьте.
Важно понять одну истину: сокращение расходов — это постоянный процесс, это регулярный менеджмент. Только в этом случае вы сможете расходами управлять.
В финансовом менеджменте бюджетирование — это инструмент контроля расходов. Каждый ответственный (руководитель ЦФО, центра финансовой ответственности) должен не превышать и защитить свои расходы. Если вы будете увлечены ростом выручки, не выстроив управление затратами, вы можете получить меньше прибыли.
3. Приумножайте богатство
«Золото приумножается, если только оно постоянно работает»
Деньги должны работать. В бизнесе есть масса мест, где деньги могут оседать и начать «протухать». Например, на складе. Товары, материалы, которые более года лежат без движения скорее всего уже морально и материально устарели. Но самое главное, что капитал, вложенный в этот товар, не оборачивается и не приносит прибыли, постепенно превращается из оборотного капитала в то, что предпринимателю придется списать на убытки.
То же самое и с дебиторской задолженностью. Практически в каждой компании есть невозвратная «дебиторка». С ростом дебиторской задолженности растёт и объем сомнительной «дебиторки», часть из которой списывается в убытки в конце года.
Даже остатки на расчетном счете должны работать. Можно использовать овернайты, или просто начисление процентов на остатки. Деньги должны работать.
Еще полезно считать не просто маржинальную прибыль по сделке, а прибыль с учетом стоимости денег, замороженных в сделке. Вы должны понимать: дебиторская задолженность — это бесплатное кредитование ваших покупателей.
Но ничего бесплатного быть не должно. Если среднюю дебиторскую задолженность по клиенту умножить на средневзвешенную стоимость капитала, WACC, вы можете обнаружить убыток по сделке.
4. Берегите свое богатство от потерь
«Охраняйте накопленное, инвестируя только в проекты, гарантирующие полную безопасность вклада»
По моей оценке, 50% предпринимателей теряют деньги, вкладывая в проекты друзей, знакомых, или просто давая взаймы знакомым под высокие проценты.
Про займы под высокие проценты. Обычно займы «с рук» ищут те, кого не финансируют банки. Банк не финансирует в двух случаях: либо компания перекредитована, либо имеет бардак в отчетности. Конечно, бывают редкие случаи, когда банки не дают кредит бизнесу, потому что компании ещё не исполнился один год. Но это редкость. Чаще всего причина — бардак в отчетности!
Этот бардак оборачивается тем, что предприниматель не знает, сколько он на самом деле зарабатывает. Часто привлечение займа под высокие проценты превращается в финансовую пирамиду — когда за счет нового займа возвращается предыдущий. Уверена: вы знаете, что бывает с финансовыми пирамидами.
Иногда обращаются с вопросом: «Ирина, посмотри, можно ли ему дать займ?». В 8 из 10 случаев я отвечаю отрицательно. Если вы используете такие способы «приумножения» богатства, рекомендую проводить мини-андеррайтинг, и, как минимум, попросить вашего заёмщика показать финансовую отчетность за последний год. Если заёмщик не представит отчетность в течение суток, давать кредит опасно.
5. Превратите дом в прибыльное предприятие
«Становясь владельцем собственного дома, человек открывает для себя массу приятных ощущений»
Я считаю, что бизнес должен приносить предпринимателю как моральное, так и материальное удовольствие. Материальное — это достойные дивиденды, размер которых напрямую зависит от финансовой стратегии бизнеса, а моральное удовольствие легко описать фразой Славы Полунина «работать только с теми, с кем хочется обняться». Часто для меня это внутренний лакмус, барьер между «своими» и «не своими».
6. Обеспечьте доход на будущее
«Надлежит заранее обеспечить себе доход на будущее, чтобы достойно встретить старость»
Предпринимателю надо понимать, что деньги, вложенные в бизнес — это инвестиции с высоким риском. Нельзя держать весь свой капитал в бизнесе. Риски надо диверсифицировать, то есть раскладывать по разным корзинам. Ну и ещё — пока компания не выплатила дивиденды, деньги заработал бизнес, а не предприниматель.
7. Совершенствуйте умение зарабатывать
«Совершенствовать свои способности и навыки, учиться и становится мудрее»
Учиться, учиться и еще раз учиться.
Но! Предприниматели не любят учиться финансам.
Проверьте, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:
1. Какова точка безубыточности вашего бизнеса?
2. Сколько денег нужно бизнесу, чтобы выполнить план по прибыли?
3. Что является причиной кассовых разрывов?
4. Сколько денег (дивидендов) можно забрать из бизнеса?
5. Какую величину кредита можно безопасно привлечь и по какой ставке?
6. С какой доходностью работают ваши деньги в бизнесе?
7. Как посчитать финансовую устойчивость компании?
Если больше чем на три вопроса вы ответили «не знаю», вам следует изучить основы финансового менеджмента — то, без чего невозможно устойчивое, успешное развитие компании.
Источник: РБК
#финансы #предприниматели #бизнес-клуб