Начинаю с них по нескольким причинам.
Во-первых, они – самые понятные для меня как для юриста.
Во-вторых, по той же самой причине юризма головного мозга я считаю их самыми важными.
В-третьих, совершение некоторых из них предполагает достаточно продолжительное ожидание, в которое можно успешно заниматься остальными делами.
Здесь мы поговорим про: 1) доверенности; 2) легализацию документов, включая апостиль; 3) другие действия, которые облегчат вам жизнь в будущем.
Учитывайте, что все изложенное ниже верно на момент написания. Наши законотворцы – креативные ребята, так что проверяйте и перепроверяйте, никогда не будет лишним.
Итак, начнем.
1) Доверенности.
Постараемся обеспечить максимально свое юридическое присутствие на Родине, для чего выдадим надежным и проверенным добровольцам доверенности на все случаи жизни (почти). Я для себя любимой составила три доверенности, и получились такие хорошенькие, что просто жалко, что никто ими не восхищается, поэтому берите их абсолютно бесплатно без регистрации и смс в моем телеграмм-канале https://t.me/vikatells/4.
Доверка 1 для решения оперативных вопросов. Возможно, вам придут какие-то посылки, нужно будет подать показания счетчиков, продать не самое ценное имущество, получить какие-то справки и всякое такое. Вот тут поможет такая доверка. Выдаем ее нескольким людям на случай, что кому-то будет не до ваших посылок, и с передоверием (возможностью передать полномочия из доверки кому-то еще), если вдруг человек переедет или просто передумает быть у вас на побегушках.
Доверка 2 для решения важных вопросов, таких как продажа вашего имущества, получение потенциального наследства. Ее выдаем с особой осторожностью, потому что человек в этой доверенности получит полный контроль над вашим имуществом, что может не только облегчить вашу жизнь, но и создать сложности, которые вам и не снились. Поэтому право передоверия из этой доверки убираем.
Дисклеймер к этой доверке: мои познания в инвестировании очень малы, а текущая ситуация создала и еще может создать всякого рода сложности, поэтому я упаковала в доверку все возможные права в отношении ценных бумаг (вроде бы) просто на всякий случай. Поэтому эта часть может выглядеть громоздко и кривовато.
Доверка 3 – это доверка для юриста, который будет решать ваши юридические проблемы, если они возникнут. Необязательно прямо сейчас решать, кто будет это душеспаситель, потому что прямо сейчас у вас может никого не быть на примете. Здесь мы тоже добавим передоверие, чтобы под каждое дело можно было выбрать подходящего юриста.
Что еще желательно знать и понимать перед тем, как бежать с этими доверками к нотариусу.
Есть причина, почему они такие подробные, в то время как формы, которые предлагают нотариусы, гораздо короче и содержат более общие фразы. Бывает, что возникают сложности с применением более широкой формулировки под конкретную ситуацию и человек хочет перестраховаться, что он правда может сделать то, что вам нужно, по доверенности. Чтобы исключить или хотя бы снизить накал процесса трепания ваших нервов и нервов бедного представителя, которому придется доказывать, что ему можно отдать ваши деньги или забрать вашу машину, ситуации прописаны более подробно, чем брать у всех любые деньги и отдавать все, что заблагорассудится.
Доверки эти не высечены в камне, поэтому адаптируйте их под свои нужды. Может, у вас другие представление о важном имуществе, можете прямо в доверке его так и описать – квартира там и такая, машина такая и сякая и т.д. Можете везде убрать передоверие или везде оставить. Можете на 1 год выдать или на 5 лет. Убрать какие-то полномочия или добавить что-то конкретно для вас.
Не каждый нотариус согласится вам их заверить. Но не потому, что с ними что-то не так и вам нужен какой-то секретный нотариус, а потому что у нотариусов свои формы и они их прекрасно выдают, а эти нужно читать и проверять, что в них все корректно написано, а это занимает дополнительное время, в которое можно заработать деньги. Поэтому лучше заранее позвонить в нотариальное контору, уточнить, что у вас свои формы доверок, прислать их по емейлу для согласования и уже потом подъехать в контору непосредственно для их выдачи (что и так займет 2-4 часа).
Заменить вас полностью по доверенности все-таки нельзя. Например, заключить брак, трудовой договор или расторгнуть их без суда вы можете только лично.
Аннулировать нотариальную доверенность можно только через нотариуса или через консульство России в иностранном государстве.
Также для вашего сведения – российское консульство может и удостоверить доверенность, поэтому если вы все уронили ничего не успели, российская бюрократия доступна и за рубежом.
2) Легализация документов.
Вот живёте вы и накопили уже некоторое количество всяких важных красивых и не очень бумажек – дипломы, свидетельства и все такое. И все, кому вы их предъявляете, знают, что это за бумажки и что им можно верить, потому что они напечатаны на госзнаке или с печатями и подписями важных лиц или во всяких электронных реестрах подтверждаются. Или даже все вместе.
Но, возможно, вы никогда не задумывались, что как только ваши бумажки пересекают границу России, то превращаются в тыкву. И это произойдет, даже если вы немного задумались и перевели их на язык страны, в которую везете.
Чтобы избежать этой грустной участи, бумажки должны пройти процедуру легализации. Что это за зверь такой?
Легализация – специальная процедура, когда государство подтверждает, что документ, который легализуется, соответствует по форме и содержанию закону.
Существует два способа легализации документов – упрощенный и обычный и он зависит от того, куда вы релоцируетесь.
Упрощенный порядок.
Об упрощенном порядке договорились очень многие страны, включая Россию, присоединившись к Гаагской конвенции 1961 года. Если страна, где вам нужно предъявить свои бумажки, тоже участвует в этой конвенции, то все, что нужно сделать – прийти в определенный орган (Минюст, МВД, Минобразования и их региональные подразделения, ЗАГС и некоторые другие), заплатить пошлину и отдать свой документ или его нотариальную копию для проставления апостиля – утвержденного этой конвенцией единого для всех государств штампа. Подождать придется от 5 до 50 рабочих дней.
Неплохо бы понимать, в какую именно страну из большого списка участниц конвенции вы направляетесь, потому что от этого зависит, нужно ли ставить апостиль на оригинал документа или можно на копию (это быстрее), достаточно ли апостиля на самом документе или потом нужно будет также ставить апостиль на переводе (двойной апостиль). Но если вы прямо вообще не знаете, куда вас забросит жизнь, и у вас есть время, то лучше проставить апостиль на оригинале. Он действует бессрочно и с высокой вероятностью вы все-таки поедете в страну, где он действует.
С высокой вероятностью нужно апостилировать свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении ваших детей, дипломы о высшем образовании (особенно если вы получаете визу как высококвалифицированный специалист или в страну, где для получения визы нужно набрать определенное количество баллов).
Нюансы самого процесса зависят от региона нашей необъятной родины. Например, если ваше свидетельства о заключении брака выдано московским ЗАГСом, для апостилирования его достаточно принести в любой МФЦ без всякой предварительной записи, там же заплатить пошлину и прийти получать через 5 рабочих дней.
Дорогие москвичи также могут оформить заявление на апостилирование диплома через портал mos.ru, и когда все будет готово, прийти по нужному адресу с оригиналом, где при вас бумажку с апостилем пришьют к вашему диплому.
Остальным регионам на Руси жить не так хорошо и, насколько я понимаю, придется идти ногами в нужный орган власти.
Важнейший момент – проставить апостиль можно только на территории России, посольства и консульства РФ на территории других государств не выполняют эту функцию. Это можно сделать по доверенности, но ваш представитель все равно должен предъявить оригиналы документов для проставления апостилей (кроме апостиля на нотариальных копиях, которые можно сделать заранее и оставить представителям).
Обычный порядок.
Обычный порядок – это консульская легализация. Если кратко – сначала вы у себя в стране несете документ в разные госорганы и МИД, а потом несете его в консульство страны, куда поедете. Этот непростой путь ждет вас, если все-таки страна решила, что конвенция об апостиле не для нее.
Вполне возможно, что вам не потребуется легализация документов, это зависит от требований работодателя. Поэтому лучше вооружиться гуглом и посмотреть, какие документы и как именно нужно подготовить для разных сценариев переезда.
Если вы уезжаете без четкого плана, и в ситуации, когда не уверены, что сможете вернуться на родину на 1-2 месяца, чтобы порешать вопросики, то хороший вариант заранее апостилировать оригиналы и перевести документы хотя бы на английский, потому что переводчика с английского вы с гораздо меньшими усилиями найдете в любой стране, чем с русского. Но это весьма финансово затратный процесс – сам перевод, его нотариальное заверение, пошлина за апостиль обойдутся недешево, даже если вы сами понесете документы во все инстанции.
3) Рекомендации.
Теперь кратенько о том, какие еще вопросы не мешало бы утрясти, прежде чем отчалить в светлое будущее.
Заключение брака.
Если сложные времена переживает только ваша любовь к родине, а любовь всей жизни тоже пакует чемоданы, то самое время отложить свои размышления о том, что есть брак и зачем уведомлять государство о личных делах граждан, и все-таки получить еще одну красивую бумажку. Потому что этой бумажкой вы сможете уведомить и другие государства о том, что вы – семья в юридическом смысле, соответственно, все визово-миграционные вопросы должны решаться для семьи, а не счастливчика, которому упал оффер с релоком. Кроме того, в некоторых странах может быть более строго определен круг вопросов, которые вправе решать только супруги (например, посещение в больнице или в целом принятие медицинских решений).
Не лишним будет также отложить размышления о том, как возмутительно и неудобно, когда у супругов разные фамилии, потому что у вас, скорее всего, будет достаточно дел и без необходимости менять все документы.
Заключение брачного договора.
Одинаково касается как тех, кто только помчится в ЗАГС, так и тех, у кого этот день уже стал незабываемым воспоминанием разной степени давности.
Прежде всего, вам нужно честно ответить себе на вопрос, подходит ли вашей паре и вам лично тот режим имущества супругов, который по умолчанию предусмотрен законом – все общее и в случае чего делится пополам.
Если нет, то составляем брачный договор и идем к нотариусу его заверять.
Составление завещания.
Может звучать немного пессимистично, ведь мы планируем переместиться в более лучшую жизнь, а не помереть в процессе, но пути неисповедимы, как известно. Поэтому будет не лишним прикинуть, какое имущество вы уже нажили непосильным трудом и как именно оно распределится в случае невосполнимой утраты вас миром, чтобы не огорчаться, что даже после смерти все снова происходит не так, как вам хотелось бы.
Здесь тоже придется наведаться к нотариусу.
Получение справок.
Некоторые страны требуют дополнительные документы, например справку об отсутствии судимости. Их тоже, скорее всего, придется легализовать, поэтому лучше получить оригинал такой справки с синей печатью, а не заказать ее в электронном виде. Заказать справку об отсутствии судимости можно через госуслуги (обязательно выбрать бумажную форму), а потом записаться на прием в МВД, чтобы ее получить. Срок изготовления - 30 дней. Апостилируют справку тоже в МВД.
На этот раз бонусы предусмотрены не только для Москвы, но и для Московской области – можно сразу на госуслугах указать, что вам нужна справка с апостилем и пройти на один круг ада меньше, получив уже сразу готовую.
Но если вы просто бежите как можно дальше, роняя тапки, то все эти вещи вполне можно сделать и в консульстве России в иностранном государстве (КРОМЕ АПОСТИЛЯ).
Помимо прочего, также лучше в целом навести порядок в делах, если все руки не доходили – отсканировать все документы, сохранить разные выписки и справки с вашим статусом и статусом вашего имущества (например, от банка, брокера, депозитария на случай введения в отношении них санкций и отсутствия у вас возможности добежать до интернета в нужный момент или с госуслуг, для которых вам придется искать впн с возможностью выбрать Россию).
На этом, пожалуй, можно и закрыть юридическую часть. Если возникнут вопросы, то мы всегда сможем ее открыть снова.