Каждый, кто впервые оказывается в вагоносборочном цехе, воспринимает его по-своему. На человека обрушивается волна зрительных образов, громких звуков: он видит слаженную работу людей и механизмов, создающих подвижной состав. Режиссер Радион Букаев также испытал яркие эмоции, когда пришел в цех на экскурсию. Больше всего его впечатлило звучание конвейера. Он услышал музыку, которой захотел поделиться с другими. Так родился необычный спектакль «Ferrum. Fermamente». Постановка Молодежного театра, которая идет в музее истории УВЗ, была показана вне конкурса на фестивале театров малых городов в Нижнем Тагиле. Спектакль высоко оценили члены жюри театрального форума.
– Некоторое время назад я работал здесь, в Молодежном театре, выпускал спектакли, – рассказывает главный режиссер казанского ТЮЗа Радион Букаев. И директор театра сказала, что неплохо бы подумать над site specific-спектаклем, то есть прикрепленном к конкретному месту. Мы стали ходить по Вагонке и зашли в музей УВЗ. И я сказал, что неплохо бы этот спектакль сделать здесь. Стали думать. Поговорили с директором Аллой Владимировной, она сказала, что с радостью примет участие. И с такой общей доброй волей мы начали сочинять спектакль. Для этого пригласили драматурга Данилу Привалова из Санкт-Петербурга. Он смотрел архивы, газетные вырезки, воспоминания. Мы брали интервью у представителей династий. Весь этот ворох информации стали перерабатывать в формат экскурсии. Когда мы думали про жанр постановки, вдруг выяснилось, что слово «опера» с итальянского на русский переводится как «труд». Труд – это культурный код народа в Нижнем Тагиле, всех заводчан. Мы решили, что почему бы не сделать спектакль в таком странном жанре завода-оперы. В этом спектакле есть вторая часть, где зрители становятся музыкантами, начинают работать на инструментах. Инструменты были взяты с завода, вагоносборочного цеха. Это молотки, резцы, цепи, еще что-то… Как они превращаются из рабочих в музыкальные? Чтобы понять, нужно прийти на спектакль. Каждый живет в своей среде. Моя среда – это совсем другой мир, нежели среда людей, которые работают в вагоносборочном цехе. Когда я там побывал, меня потряс большой набор звуков. Я закрыл глаза и представил, что это музыка. И тогда, собственно, родился такой финал спектакля.
Текст: Леонид Кононов.
Фото: Дмитрий Хакимов.