В воскресенье 22 июня 1941 года Уралвагонзавод работал, как обычно. Выходным днем тогда была только суббота. О нападении фашистской Германии рабочие узнали после полудня, и сразу все заговорили о войне. На следующий день на предприятии прошел митинг, участниками которого стали директор УВЗ Георгий Александров, первый секретарь райкома партии Тихон Сигошин, представитель областного комитета партии, стахановцы и комсомольцы. Выступавшие призывали ответственнее относиться к своей работе и упорным трудом приближать дни изгнания оккупанта с территории нашего государства.
«Лучшие сыны советского народа стремятся к одному – быстрей разгромить врага, навсегда вычеркнуть фашизм, этих подлых поджигателей войны, тиранов рабочего класса. Наша с вами обязанность помочь Красной армии, давать больше вагонов, беззаветно трудиться каждому на своем посту. С еще большим энтузиазмом мы должны работать. Враг будет разбит!» – произнес с трибуны Георгий Александров. После чего рабочие подхватили его последние слова, и раздался крик «Ура!»
Митинги тогда прошли в каждой смене в каждом подразделении Уралвагонзавода, в том числе типографии газеты «Вагоногигант». «Будем ежедневно перевыполнять план!» – обещали на страницах заводской многотиражки рабочие цеха мелких узлов и ремонтно-механического, крытых вагонов и гондол, полускатно-тележечного и фасонно-литейного, кузнечно-пружинного и инструментального, электродного и заготовительного. «Время военное, и темпы должны быть военными», – решили стахановцы прессового цеха, и подразделение 22 июня 1941 года выполнило план на 145%, а 23 июня – на 126%. Высокие показатели были достигнуты в первый день войны на участке сборки рам в цехе платформ, и на следующий день стахановцы не снизили темпы на малом и большом конвейерах. «В это ответственное время хочется работать днем и ночью, работать так, чтобы ни одна минута не пропала даром», – признавался мастер-электрик механосборочного цеха Смольников.
Ежедневно в профсоюзный комитет завода поступали десятки заявлений о ходатайстве перед военкоматом для зачисления в ряды РККА и на курсы медицинских сестер. «Прошу считать меня мобилизованным» – это были не просто слова. Уралвагонзаводцы ответственно подошли к этой задаче: выполняли заделы на будущее, готовили себе смену, щедро делились опытом с менее опытными коллегами. «Мне хочется работать не покладая рук, и я добиваюсь того, что систематически даю по полторы-две, три и четыре нормы, – писал стахановец кузнечно-пружинного цеха Смагин. – Сейчас я в тылу, но всегда готов отправиться на фронт и взамен себя готовлю четырех молодых кузнецов. Бывшие ученики школы фабрично-заводского обучения кропотливо и упорно овладевают сложной и ответственной профессией. Как истинные патриоты, они с первых дней начали выполнять нормы. Свой опыт и знания, которые я получил за период работы на заводе, передаю не только выпускникам школы ФЗО, но и кузнецам, которые еще не освоились по-настоящему с работой».
Ряды уралвагонзаводцев в то время активно пополняли женщины, осваивавшие мужские профессии, а также ветераны и подростки. Молодой прессовщик Николай Павлов пришел в комитет комсомола завода и сказал:
– Производственные нормы я значительно перевыполняю, но считаю, что этого для Родины мало. Чем я еще могу быть полезен?
– Выясни, кому из новичков нужна помощь в освоении производственной специальности, и передай им свой опыт работы, – ответила ему секретарь комитета.
Заветная мечта многих девушек тех лет – быть на фронте, оказывать необходимую помощь раненым бойцам, ухаживать за ними, добиваясь наибыстрейшего выздоровления. Токарь Галя Матерных без отрыва от производства изучила медсестринское дело. Экзамены сдала на «хорошо». В июле 1941-го получила извещение о вызове в Красную армию. Подруги часто подходили к Галиному станку, с завистью посматривали на нее. «Счастливица», – нередко слышалось то от одной, то от другой. В последнюю смену Галя трудилась особенно производительно. В цех она пришла задолго до начала работы. Настроение было приподнятое, чуть-чуть возбужденное. За пятнадцать минут до начала уже приступила к работе. Ей казалось, что в эту смену и станок как-то по-особенному послушен. Гора готовых деталей неизменно росла. К концу смены задание было значительно перевыполнено. Приближалось утро. Сменщики окружили Галю, крепко жали руку, желали ей успеха, быстрого возвращения с фронта с победой над врагом.
Многое тогда изменилось на заводе имени Ф.Э. Дзержинского. Во-первых, резко увеличился выпуск продукции. Это было достигнуто благодаря упорному стремлению коллектива всемерно помочь фронту. Во-вторых, значительно выросла творческая инициатива трудящихся, неустанная забота ИТР и стахановцев об увеличении производительности станков, рациональном использовании рабочего времени. Ежедневно росли ряды двухсотников, трехсотников и больше. В третьих, значительно выросло стремление быть взаимно полезным, передать свои знания товарищу, помочь новичкам быстро освоиться с новыми специальностями. В эти исторические дни весь коллектив Уралвагонзавода трудился высокопроизводительно, самоотверженно.
– Мы жили в маленькой комнате в бараке поселка ТЭЦ, – вспоминала труженик тыла, ветеран УВЗ Любовь Ципис. – Радио у нас не было, поэтому о начале войны узнали от соседей. Старики рыдали, говорили, что это будет самая долгая и трудная из всех войн, люди станут есть друг друга. А я слушала и не верила им. Ведь в «Пионерской правде» читала, что войны не будет, и в школе нам говорили, что она быстро закончится. Многие тогда подавали заявления в военкомат, устраивались на завод. Нашего папу не призвали на фронт, ему шел шестой десяток, он был контужен во время Первой мировой войны. Мама надрывалась на строительстве железной дороги. Моя сестра Зоя мечтала работать учительницей, а стала швеей, шила для фронта гимнастерки, ватники, бурки. Другая сестра Аня поступила на курсы медсестер. Брат Олег готов был пойти воевать, но был худенький, маленького роста. Мастер его буквально за руку увел из военкомата на завод, где он выполнял по две-три нормы. В военное время повзрослеть пришлось быстро. Окончив шестой класс, я устроилась на завод курьером, затем стала копировщицей. 22 июня 1941 года навсегда останется одним из самых страшных дней в памяти людей.
Их самоотверженный труд, стойкость, безграничная любовь к Родине, ответственность за ее будущее служат примером для нас, нынешних поколений заводчан.
По материалам газеты «Вагоногигант» за 1941 год и воспоминаниям труженицы тыла Любови Ципис.