В рамках фестиваля-тура "Новосибирский транзит" академический молодежный театр "Глобус" показал кемеровскому зрителю спектакль "Генерал и его семья". Режиссер спектакля Алексей Крикливый. Сценография и костюмы - Карина Булгач. Литературной основой спектакля стал роман Тимура Кибирова "Генерал и его семья".
Генерала Василия Ивановича Бочажка сыграл Илья Панков. Его жену Травиату Захаровну Бочажок сыграла Светлана Галкина. Анечка, дочь генерала - Анастасия Белинская. Степка, сын генерала - Иван Зрячев. Лев Блюменбаум - Владислав Огнев. Маша, подруга Ани - Екатерина Боброва, Элина Зяблова. Анна Ахматова - Арина Литвиненко. Вера Прунич сыграла соседок генерала, а Артур Авдотченко сыграл практически все мужские роли второго плана. Спектакль долгий - 3 часа 20 минут с антрактом.
НОСТАЛЬГИЯ
Роман Тимура Кибирова "Генерал и его семья" впервые опубликован в 2020 году. В этом же году роман получил вторую премию национальной литературной премии "Большая книга". Текст составлен из рассказов исторического, а больше ностальгического характера. По словам самого Т. Кибирова действие происходит между 1970 и 1977 годов. Костюм и сценографическая предметность четко отражает этот исторический период. Само отношение к потребительству, тяга к красивым вещам, преувеличенность в атрибутах (одна пачка "Беломора" и усы-бакенбарды генерала чего стоят) лежит в основе решения сценического костюма. Этот прием близок к психологическому ощущению, что в детстве деревья были большие, а мороженное вкуснее.
АРМЕЙСКИЕ НРАВЫ
Нравы советской армии 1970-х годов стали классикой советского юмора. Еще не было Афганистана, но и годы особой военной мобилизации стали забываться. Советская армия тех лет ассоциируется с утверждением идеи о том, что солдаты и офицеры тоже люди со своими болями, страхами, желаниями. Советская система распределения дефицитных импортных вещей через "Военторг", переживание за репутацию и романтические влюбленности дочек офицеров в молодых солдатиков - все это вкусно представлено в спектакле.
ЭРУДИРОВАННОСТЬ И ВКУС
Больше всего меня в этом спектакле порадовали "кухонные" разговоры о литературе. То есть не географически кухонные, а повседневные бытовые ситуации, в которых происходят споры о литературе. Непринужденность и неуместность интеллектуальных бесед в повседневных ситуациях веселит и восторгает. Мощным режиссерским приемом стало оживление Анны Ахматовой и ее активное участие в жизни семьи. В свете современного потребительского отношения к гуманитаристике, легкость общения советских людей о смысле искусства в обществе резонирует с нашей действительностью.
ЛЮБОВЬ И СЕКС
В спектакле достаточно откровенно показаны плотские аспекты любви. Сцену секса актеры показали как неловкость при загорании на небольшой камере от колеса. Сама ситуация, когда малознакомым людям приходится протискиваться и замирать в неловких позах конечно отсылает зрителя к неудобным для советское человека сексуальным темам. Но сделано это было остроумно и изобретательно.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Ностальгическая эйфория первой половины спектакля сменяется несмешными проблемами советского общества - антисемитизм, запрещенные авторы, фарца, эмиграция. Все это болезненное позднесоветское определило современную реальность. Запрещенные авторы стали признанными и почитаемыми классиками. Преследуемая советскими законами фарца - поощряемое ныне предпринимательство, эмиграция выросла в свободное передвижение по миру.
ПОСЛЕДНИЙ ГЛОТОК СПОКОЙНОЙ ЖИЗНИ ПЕРЕД ПЕРЕСТРОЙКОЙ
Личный ностальгический экскурс Т. Кибирова в гарнизонную жизнь семьи генерала В.И. Бочажка приобрела монументальность и типичность для позднесоветской действительности.
В моем восприятии спектакль театра "Глобус" - это народный эпос о позднесоветской жизни. В эпосе есть все - история рода, характеристика героических личностей, акт соития и акт рождения, а также подвиг побега из устоявшегося мироустройства. Как и в эпосе нас подвели к современным реалиям и вывели на ответ о своей идентичности.