Найти тему

Научный полк ТГУ: Профессор Юрий Кустов – о судьбе человека за пределами фронта

В истории России 22 июня – одна из самых печальных дат. Ровно 81 год назад, 22 июня 1941 года, фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.

Долгих 1418 дней и ночей советский народ защищал свою землю – на фронтах с оружием в руках и в тылу. Каждый приближал Победу как мог. В память об этом Подвиге Указом Президента России от 8 июня 1996 года № 857 22 июня в нашей стране объявлено Днём памяти и скорби, чтобы напомнить обо всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений во время Великой Отечественной войны.

Мы публикуем воспоминания о военных годах одного из старейших педагогов Тольяттинского государственного университета доктора педагогических наук Юрия Кустова, профессора-консультанта кафедры «Педагогика и методики преподавания» ТГУ.

Период детства: 1930-1937 гг.

Родился Юрий Кустов в 1930 году в селе Красные Дома Елховского района Самарской области. Рос в многодетной семье.

– Мои родители были крестьянами, потом вступили в колхоз. Отец в то время работал приёмщиком зерна. До сих пор помню один свой неудавшийся детский «эксперимент». Однажды зерно в амбаре пропрело, и для просушки его решили спустить самотёком на подложенный брезент. Мы с братом Сашей крутились около работников и заметили, что на верх амбара ведёт лестница. Забрались туда и увидели в зерне воронку. Чтобы испытать скорость высыпания зерна, я решил прыгнуть в эту воронку. Вначале зерно затянуло мои ноги, но я проявил определённый интерес и решил проверить, когда меня самотёком зерно затянет так, чтобы я не смог выбраться из него. И дождался до того, что воронка из зерна затянула меня по пояс. Попытался выбраться – бесполезно. Между тем меня продолжало дальше затягивать. Брат, увидев, что меня затянуло уже до груди, побежал вниз к отцу, стал плакать и кричать: «Юрка тонет!» Тот сразу догадался, в чём дело. Он побежал наверх, прыгнул в воронку, меня уже окончательно завалило с головой зерном. Отец закричал: «Протягивай руку!» А я уже ею не могу пошевелить. Тогда он раскопал меня из зерна и за подмышки вытащил.

-2
-3

Сильные детские переживания были у меня, когда в конце 1937 года моя мать Татьяна Егоровна заболела воспалением лёгких и умерла. В итоге мы, четверо детей, остались на попечительстве отца.

Отрочество: 1937-1941 гг.

– На зерноуборке отец познакомился с женщиной. Они поженились, и мы переехали в районное село Елховка. Нас у отца четверо, а у мачехи своя дочь – Зинаида. Жили мы с ней дружно, училась она в старших классах, а я в 1937 году только пошёл в первый класс. Чем занимался, кроме учёбы? Несмотря на то, что мне было лет 10–11, много трудился по дому, ухаживал за домашним скотом. Приходилось много работать и на огороде. Копались мы там каждую весну и лето допоздна.

Когда меня приняли в пионеры, мы занимались активной общественной деятельностью: помогали пенсионерам, собирали макулатуру и т. д.

Накануне войны в семье проводили в армию старших братьев – Максима, который жил уже отдельно, и Николая. Уже во время войны получили известие, что оба они пропали без вести. До сих пор не знаем, где они и что с ними случилось.

Юность: 1941–1945 гг.

– Летом 1941 года за активное участие в пионерском движении я впервые был направлен в пионерский лагерь недалеко от нашего села. Вернулся уже в село, куда привезли эвакуированных. Приехавшие из Москвы, Ленинграда и других городов страны, они представляли своеобразный культурный пласт того времени. Среди них были и наши сверстники. Тогда я познакомился со своим тёзкой – Юрием Попандопулосом, сыном греческого посла в Москве. В столице с родителями он посещал театры, кино, много читал, поэтому был более развит интеллектуально, чем я, сельский парень. Мы подружились: вместе ходили в лес, бродили по лугам, много разговаривали. При этом он часто напевал мне арии из любимых им опер и оперетт. От него я впервые услышал «Сердце красавицы склонно к измене»... Интерес у меня вызывали книги, которые Юрий мне пересказывал. Например, «Трёх мушкетёров» Александра Дюма, только вот произносил он это название и ударение ставил по-особому – «Три мушкетюрЕ».

Я с жадностью впитывал всю информацию, которой Юрий со мной щедро делился. В определённой степени я многое почерпнул от него в области культуры и манеры поведения. А он в свою очередь нашёл во мне очень благодарного слушателя.

Приехал Юрий в наше село с бабушкой. Как и многие во время войны, они испытывали нужду в продуктах. Я втайне от мачехи частенько подкладывал в портфель, с которым он приходил, еду. Юрий мне говорил, что бабушка ругает его за это и что стоит прекратить… На что я отвечал: «Ничего, поделимся», – и продолжал подкладывать ему хлеб, крупу, картофель.

Во время войны у нас в доме жили разные эвакуированные. Одна из них – Катя – актриса и певица из Ленинграда. Жила она с дочкой Леной. Катя была вынуждена работать уборщицей в ветеринарной больнице. И вот однажды я повёл нашу корову на уколы в ветлечебницу, подхожу и слышу, как будто радио работает. Оказалось, что это пела Катя, чтобы не потерять квалификацию и не забыть профессию. Зацементированный пол, стены – акустика в ветлечебнице была хорошая, и голос звучал красиво.

Как оказалось, эвакуированные были совершенно не приспособлены к жизни в сельской местности. Напилить и расколоть дрова, запрячь лошадь – всё это они не умели, поэтому приходилось им помогать.

Как-то поселились у нас три девушки, демобилизованные из армии. Устроились работать: одна – на почту, две другие – в сельский клуб. С ними у нас произошла такая история. Мы с родителями заготовили на зиму дрова и спрятали их в подвал, потому что по договору квартиранты были обязаны отапливать помещение сами, заготовленными ими дровами. Но, когда я ушёл в школу, они нашли ключ от подвала и стали потихоньку расходовать наши дрова. Только весной я обнаружил, что в подвале пусто…

Что я, подросток, делал во время войны? Участвовал в сушке картофеля для фронта, сдавал государственный налог со своего дома: молоко, яйца, шерсть. У нас тогда были корова, свинья, несколько овец и огород на десять соток. Вести хозяйство было тяжело, особенно ухаживать за большим земельным участком, который нужно было вручную вскапывать, засаживать, пропалывать и убирать урожай.

Во время войны я вступил в комсомол. В старших классах был секретарем школьной комсомольской организации и под руководством райкома комсомола организовывал внеучебную деятельность молодёжи нашего села.

Об окончании войны узнал случайно. С сестрой Клавой мы, как обычно, трудились на огороде, сажали картошку. Тут на свой участок пришла соседская бабушка и давай нас ругать: «Вы что делаете! Такой праздник, а вы работаете!» Я спрашиваю: «За что вы нас ругаете, что случилось?» И тогда она сказала, что наша армия победила, война закончилась. Мы с сестрой обрадовались, побежали домой, спрашиваем мачеху: «Почему ты нам не сказала, что объявлена победа, праздник?» А она нам отвечает: «Ну ничего, поработали бы ещё, отпраздновали бы потом».

-4

Жизнь после войны

– Когда я учился в старших классах, сгорел наш дом вместе с вещами и документами. Уж не знаю, случайно или специально его подожгли. Отец не помнил точных дат, помнил только годы рождения. Это нынешнее поколение делает культ из дней рождений. В деревне их тогда не отмечали. И когда восстанавливали документы, на вопрос о дате моего рождения я ответил: «Ну как когда? Снег растаял, солнце стало припекать, картошку посеяли…» В итоге решили назначить дату –12 мая.

Весной 1948 года я получил аттестат зрелости, встал вопрос о выборе профессии, с которой я тогда ещё не определился. Сын мачехи, который жил в Ленинграде, был морским офицером. Как-то раз он приехал к нам в гости. Глядя на него, одетого в офицерскую форму, я решил, что тоже буду морским офицером. Через наш военкомат сделал запрос в Ленинградское высшее мореходное училище о возможности поступления. Ответа ждал очень долго. Не дождавшись, решил поступать в Куйбышевский медицинский институт. Его закончила сестра Зинаида, положением которой передо мной часто козыряла мачеха. Я тоже решил доказать, что способен окончить институт и стать врачом. Сдал вступительные экзамены, приехал домой, а там лежит письмо с вызовом в Ленинградское высшее мореходное училище. Что делать? Документы уже сданы в мединститут. Тогда я не сообразил, что можно их забрать и поехать в Ленинград.

Потом узнал, что по результатам конкурса в медицинский институт не прошёл, потому что на вступительных экзаменах получил тройку по физике. Возвращаться домой с таким результатом очень не хотелось. В областной библиотеке, где я занимался подготовкой к вступительным экзаменам, увидел объявление о дополнительном наборе в Куйбышевский педагогический институт на физико-математический факультет по отделению физики. Решил пойти туда, вспомнив слова отца: «Неплохо бы тебе быть учителем. Отпуск у учителя два месяца». А для меня наиболее трудными дисциплинами были как раз физика и математика. В результате упорного труда я с отличием закончил физико-математический факультет и получил возможность распределения по собственному выбору. Мой выбор пал на должность учителя физики в школе № 2 в городе Ставрополь (ныне Тольятти. – Прим. ред.). В этой школе учились дети строителей Куйбышевской гидроэлектростанции.

В августе 1952 года со старым чемоданчиком я прибыл пароходом по месту распределения. Четыре года отработал в школе учителем физики и в должности заведующего учебной частью. Помимо ведения уроков, выступал с лекциями перед населением, а летом работал старшим вожатым в пионерском лагере Куйбышевгидростроя на реке Сок, впадающей в Волгу. Именно там я встретился со своей будущей женой Валентиной, которая приехала из педагогического училища на практику в качестве пионервожатой. Вместе с Валентиной мы уже почти 70 лет.

-5
-6
-7

От учителя до профессора

– Работая учителем в школе, я понял, что топчусь на месте и не расту. Пришёл к выводу: нужно получить второе высшее образование. Выбрал для этого Тольяттинский политехнический институт (ТПИ, ныне ТГУ). Для зачисления в него из предметов мне не хватало химии. Я проштудировал солидный том по химии и пошёл сдавать экзамен. Преподаватель спросил меня: «Слушай, зачем тебе вторая специальность? Хотя я и поставлю тебе хорошую оценку, не лучше ли тебе вместо этого поступить преподавателем к нам?» Сначала я отказался и был зачислен студентом, посещал занятия, слушал лекции. Это мне не понравилось пассивностью в роли слушателя, и поэтому я решил перейти на преподавательскую работу в институте.

Встал вопрос о выборе направления для моих научных исследований. Преподаватель, которому я сдавал экзамен по химии, предложил тему, связанную с выявлением уровня активности рения в люминофорах. Когда наступил момент проведения экспериментов с этим очень редким и дорогим химическим элементом, руководитель исследования заявил: «У меня этого рения миллиграммы, поэтому дать тебе его я не могу». Пришлось исследования отложить.

Мои друзья-преподаватели П. М. Шаронов и А. Э. Лившиц, которые уже закончили аспирантуру в Куйбышевском пединституте, подсказали перейти к исследованиям в области педагогики. По их совету я поступил в заочную аспирантуру Куйбышевского пединститута и стал вести исследования по теме «Система взаимосвязи курса физики с политехническим образованием учащихся в области электротехники». При этом я широко использовал свой опыт работы учителем физики в школе.

Только в 1965 году я защитил по этой теме диссертацию и получил диплом кандидата педагогических наук. В последующие годы работал над проблемой преемственности профессиональной подготовки молодёжи в профессионально-технических училищах и технических вузах. А в 1991 году получил диплом доктора педагогических наук за защиту докторской диссертации по этой теме. Затем организовал коллективные педагогические исследования по проблеме непрерывного профессионального образования не только в своём институте, но и на базе ряда профессиональных учебных заведений Самарской области, среди которых Самарский государственный профессионально-педагогический колледж, Сызранский губернский колледж, сельскохозяйственный институт в г. Кинель Самарской области, Тольяттинский машиностроительный техникум, Технический колледж АВТОВАЗа, Тольяттинский социально-экономический колледж, профессиональное училище № 44 г. Тольятти.

-8
-9
-10

Осмысливая свой жизненный путь, вспоминая рост от сельского школьника до доктора педагогических наук, профессора, академика, отмечу, что на формирование меня как личности большое влияние оказала привычка и умение трудиться как физически, так и умственно, желание всесторонне развиваться, ставить перед собой высокие общественные и научные цели и добиваться их достижения. Немаловажным фактором в своём развитии считаю общение и творческое взаимодействие с окружающими людьми. Желаю современной молодёжи максимально продуктивно использовать годы обучения в университете для своего всестороннего развития.

«Научный полк» – проект Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Он рассказывает о студентах, сотрудниках и преподавателях Тольяттинского госуниверситета – участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, об их вкладе в победу над фашистской Германией и об участии в жизни вуза в послевоенные годы.

АВТОР: Светлана ЛАДЫШКИНА

ФОТО из архива Юрия Кустова