Найти тему

Учебные стенды для вузов – новый подход к планированию закупок. Начало

Ядро коллектива компании «Дидактические Системы» сложилось еще в советское время – мы ведем свою родословную от 1989 года. То есть – уже 33 года занимаемся разработкой и производством учебно-лабораторного оборудования.

Мы напрямую участвовали во всех этапах становления в России нашей отрасли промышленности – производства современной учебной техники. Трудного становления. Ведь, чтобы произвести оборудование для образования – тренажер, учебный стенд – нужно получить заказ, а значит – выиграть конкурс.

О конкурсах в России можно рассказывать бесконечно, и о хорошем, и, к сожалению, о плохом. Интеллектуальные и физические силы, которые отнимают конкурсные мероприятия, не поддаются учету, они очень велики. Порой, сотрудники не могут поднять головы из-за карусели дел, связанных конкурсными мероприятиями. Тут уже не до творческой работы по развитию новых направлений в области оборудования для учебных заведений.

В этой статье я постараюсь немного «взлететь над суетой», посмотреть на некоторые вопросы под неожиданным углом – так, может быть, лучше будут видны перекосы, проблемы и пути их решения.

Итак, конкурсы.

С одной стороны конкурсного барьера – мы, разработчики и производители учебно-лабораторного оборудования плюс куча посредников и перекупщиков, которые пытаются всеми правдами и неправдами выиграть и в буквальном смысле «захапать» заказ себе. Эту тему оставим, здесь каждому порядочному производителю учебного оборудования есть что порассказать.

А с другой стороны конкурсного барьера – Заказчик, учебное заведение, которое озаботилось материальным оснащением учебного процесса и решило приобрести вполне определенные учебные стенды (учебные комплексы). Как они-то делают свой выбор «чем оснаститься»? И выясняется, что вот где «поле-то непаханое».

И, хотя основными по численности Заказчиками являются учреждения СПО, вузы нам тоже не чужие. И вот здесь, именно у технических вузов, в вопросах приобретения учебных стендов для вузов, есть один, мягко выражаясь – «родовой дефект». В этой статье постараюсь его вскрыть и показать рецепт лечения.

Традиционно основой организации учебной работы в вузе является кафедральный принцип. И это хорошо и правильно, это наша университетская традиция.

Однако, если речь идет о выпускающей кафедре – каждая кафедра оснащает только собственные учебные лаборатории, в которых учит только собственных студентов. При таком подходе неизбежно дублирование лабораторий внутри вуза.

Буду говорить про свой вузовский опыт. К примеру, дисциплина «Управление в технических системах» (УТС) входит в учебные планы многих кафедр. И на каждой из этих кафедр есть своя, как правило, небольшая, учебная лаборатория УТС.

По этой же причине типично, например, существование нескольких учебных лабораторий «Электроавтоматика» на разных кафедрах в одном техническом университете.

Представим себе, что руководство кафедры «пробило» себе финансирование и оснастило, например, учебную лабораторию УТС современнейшими учебными стендами. Каков будет, при этом, коэффициент загрузки учебного оборудования? Ясное дело, что крайне низким.

Другие 7-8 кафедр тоже захотят поставить у себя такие же современные учебные стенды. Да где университет столько денег возьмет? А вариант проситься на чужую кафедру Христа ради, на практике – не проходит. Слишком много хлопот возникает у «хозяев» учебной лаборатории: нагрузка собственного вспомогательного персонала, обслуживание учебной техники, ремонт и т.д.

Вместе с тем, одно из свойств учебно-лабораторного оборудования – стремительное устаревание, и не физическое, а прежде всего – моральное, особенно высокотехнологичного. С учетом интенсивной компьютеризации и интеграции современной учебной техники, этот процесс идет всё быстрее. В результате – подавляющее большинство кафедр вынуждено вести учебный процесс на безнадежно устаревшем учебном оборудовании или переводить лабораторный практикум в компьютерную «виртуальность».

Где же выход?

Подсказка – обратиться к первоисточникам. Ведь образование – это часть общего, как раньше говорили, народно-хозяйственного комплекса. Значит, и решение нужно искать в соответствии с общими трендами развития страны.

Три основных драйвера развития российской экономики назвал президент России Владимир Владимирович Путин на Ежегодной большой пресс-конференции по итогам 2021 года.

По мнению президента, «на первое место выходит призыв Александра Солженицына о сбережении народа. И это первый драйвер развития страны.

Вторым драйвером должно стать развитие инфраструктуры.

Наконец, третий драйвер роста – это повышение производительности труда. И здесь должны быть задействованы все сферы: и наука, и образование, и здравоохранение, и другие».

Президент, конечно, имел в виду, что успешная работа систем образования и здравоохранения является необходимым условием повышения производительности труда в промышленности.

А если интерпретировать смысл этой фразы иначе – необходимо повышение производительности труда в образовании? Неожиданно, правда?

Но, к нашей обсуждаемой проблеме такая трактовка подходит как нельзя лучше. В нашем конкретном случае – повышение производительности труда означает, что суперсовременное дорогостоящее учебное оборудование должно работать круглые сутки с перерывом на сон всего университета. Тогда за время своего морального устаревания оно благополучно выработает и свой физический ресурс, полностью выполнив свою образовательную миссию. И тогда его планово можно заменить на учебно-лабораторное оборудование следующего поколения.

Итак, очевидно, что оснащение технического вуза учебным оборудованием в соответствии с традиционным кафедральным принципом во многом изжило себя и не позволяет обеспечить лабораторный практикум на современном уровне.

Назрел переход к новым формам и структурам организации лабораторно-практической части учебного процесса в техническом университете.

Применительно к подготовке, например, специалистов-машиностроителей и специалистов для автоматизированных производств такой структурой является Межкафедральный Учебно-Лабораторный Центр (МУЛЦ).

Такой центр должен, с одной стороны, оптимальным образом охватить общее для многих кафедр тематическое образовательное пространство вуза, а с другой – полностью исключить дублирование лабораторий внутри учебного заведения. Создание МУЛЦ позволит сконцентрировать ресурсы вуза для формирования качественных технических и методических характеристик учебных лабораторий, доступных всем заинтересованным кафедрам и подразделениям.

При этом, помимо обеспечения максимальной загрузки учебно-лабораторного оборудования, появляются много других организационных, учебно-методических и учебно-исследовательских возможностей и преимуществ, специфичных для каждого вуза.

Межкафедральный Учебно-Лабораторный Центр – это комплекс взаимосвязанных специализированных учебно-исследовательских лабораторий межкафедрального пользования, оснащенных самым современным учебно-лабораторным оборудованием, методическими материалами и техническими средствами обучения, позволяющими реализовать максимально эффективные технологии передачи и усвоения знаний в определенной предметной области.

Подчеркну, что базовый «кафедральный принцип» организации учебного процесса при этом остается неизменным, поскольку занятия в современных лабораториях МУЛЦ должны вести преподаватели кафедр со своими «кафедральными» студентами в соответствии с кафедральными программами курсов.

Специалистами компании «Дидактические Системы» разработаны проекты таких Центров для нескольких технических университетов, проработана комплектация каждой учебной лаборатории, их взаимная интеграция и взаимодополнение. В разработанных проектах в состав МУЛЦ, в зависимости от профиля университета, входили от 5 до 11 учебных лабораторий.

Каждая учебно-исследовательская лаборатория – это помещение площадью 50-60 кв.м., оснащенное учебно-лабораторным оборудованием, учебной мебелью, техническими средствами обучения и т.п., рассчитанными на одновременную работу группы из 12-15 студентов.

Все учебные лаборатории оснащены современным учебным оборудованием, позволяющим проводить занятия со студентами в соответствии с требованиями образовательных стандартов, а также предоставляющим широкие возможности для выполнения самостоятельных студенческих учебно-исследовательских работ, выходящих далеко за рамки образовательных стандартов и типовых учебных программ. Все оборудование лабораторий специально создано для учебных целей. Оно абсолютно безопасно, обладает повышенным уровнем защиты «от неумелого пользователя» и пониженным уровнем энергопотребления.

Стоит уделить особое внимание взаимному расположению этих учебных лабораторий: они должны располагаться рядом друг с другом, на одном этаже. В противном случае идея интеграции будет во многом размыта.

Основная форма обучения в лабораториях – практические занятия с группой студентов и самостоятельная индивидуальная (или в малых группах) исследовательская работа студентов. Все отдельные учебные стенды выполнены по модульному принципу. Базисы и устройства коммутации учебных стендов, входящих в разные лаборатории МУЛЦ, во многом унифицированы по общим техническим критериям, что позволяют легко менять набор модулей, компоновать набор к данной работе из модулей разных лабораторий, в самых разных сочетаниях.

Каждое рабочее место во всех учебных лабораториях оснащено системой компьютерных измерений и записи результатов эксперимента в ПК для последующего анализа и обработки, а также программным обеспечением для математического моделирования по данному направлению.

Рамки этой статьи не позволяют подробно остановиться на описании комплектации каждой учебной лаборатории. Достаточно сказать, что составы лабораторий проработаны до детальных спецификаций и подробных технических характеристик.

В ОКОНЧАНИИ статьи я приведу конкретные примеры организации учебных траекторий разных кафедр при работе в МУЛЦ.

Кандидат технических наук

Маландин Геннадий Юрьевич