(о поэзии Н. И. Жибрик)
Нина Иосифовна Жибрик (Умецкая) родилась в деревне Малые Новосёлки Минской области в крестьянской семье. Училась в Казанском университете, окончила Марийский целлюлозно-бумажный техникум в Волжске. Работала в колхозе, была инженером, лаборантом, корректором в газете «Волжская правда», сотрудником газеты «Марийский бумажник», библиотекарем.
Печаталась как поэт с 1956 года. Член Союза писателей СССР с 1983 года. Автор сборников стихов «Радуга» (1967), «Теплые ладони подорожника» (1975), «Лесная криница» (1983), «Вересковая поляна» (1987). Выпустила книги для детей: «Танец сыроежек» (1978), «Грибной дождик» (1999), «Азбука в стихах» (1999), «Первый снег» (1999). Творческим итогом стал изданный в 2008 году лирический сборник «Тропа к живой воде».
___
Нина Иосифовна Жибрик – замечательный пример поэта, находящегося не в оппозиции или отрешенности от мира, а напротив – связанного со всем живым в нем, природным, человеческим и духовным. У поэтессы свое собственное, приобретенное благодаря жизненному опыту и глубоким размышлениям, представление о смысле человеческого бытия и назначении поэта: жить без суеты, радоваться любым проявлениям жизни, «настраивать свое сердце на любовь», верить в то, что поэзия нужна как «свежий воздух и солнечный свет». В обращении к читателю в сборнике «Тропа к живой воде» Нина Иосифовна пишет: «В своих стихах я иду к тебе с открытой душой, где много света, любви и доброты.
Иду –
Чтоб с тобою в хмурый час
Светом поделиться…»
Нину Жибрик можно назвать поэтом широкой лирической темы. В ее поэзии нашли отражение неповторимые личные эмоции, мир радостей и печалей, философские размышления и такие близкие краски родной природы.
Поэтическое восприятие жизни – качество, приобретаемое человеком еще в детстве. Свое «ситцевое босоногое детство» Нина Иосифовна вспоминает с большой нежностью:
Пропахшие сеном и свежим хлебом,
Как бабушка,
Добрые дни твои:
Коврижина –
Солнца литой двойник –
Ложится на скатерть
Сияющим слепком!..
Выросла Нина Иосифовна, по ее же словам, в «сказочной лесной стране», где чувствовала себя «частицей <...> живого лесного мира». Центром этого мира «добрых дней» становится старый бабушкин дом: «небольшая, из растресканных от времени бревен избушка стояла одна, как в сказке, – к лесу передом, к полю задом…». Воспоминания о детстве, таинственная связь с давно прошедшими годами возникают перед нами во многих стихотворениях:
Летят года.
Куда нам деться
От них, от горестных потерь?
А в том краю, где наше детство,
Жив белый аист и теперь.
Или:
Я росла в том краю,
Где холмятся поля,
Где на плечи лесов
Опирается небо.
Детские годы Нины Иосифовны пришлись на военное время. О детстве, обожженном «военным пожаром», следующие строки:
Накатилась война, предавая огню
Все, что в мирное время
В заботах растили.
* * *
По углам
Страх лохматою лапою шарил,
Смерть над детской душой
Жадно щерила пасть…
Личные воспоминания и стихотворения о военном времени, о пережитом воспринимаются сейчас как живые свидетельства участника и очевидца великих событий. Строки о войне помогают еще глубже понять человеческую природу, полную оптимизма, выявить силы, которые способны противостоять злу:
Жить за тех, что погибли
В Тросцянце и в Хатыни;
Видеть солнечный мир
Острой жадностью глаз
Всех детей Саласпилса,
Что в муках застыли…
Особенно пронзительно Нине Иосифовне удалось сказать о боли и потерях тех лет:
Незабудки в поймах наших рек –
Слезы материнские и вдовьи,
Полой унесенные водою
И цветами ставшие навек…
* * *
Иль от горя, иль от мороза
Поседели в селе березы,
И колючий туман белесый
На глазах высекает слезы.
Мы видим, как возникающие в поэзии пейзажи, виды природы, ее реалии, создают картину внутренних переживаний.
Но, пожалуй, главным в лирике поэтессы стало поэтическое осмысление своей связи с миром природы, родной землей. В стихах о природе с наибольшей силой проявилось ее дарование тонкого лирика. По воспоминаниям Нины Иосифовны, первые юношеские стихи были «о красоте природы».
В мире поэзии Нины Иосифовны есть гармония, единение с красотой, радость общения с природой:
Я читаю дождей письмена,
Певчих птиц понимаю реченья,
Как бы ночь ни казалась темна,
Различаю травинок свеченье.
В этих строках звучит ясное осознание себя частью природной жизни. Но ей мало переживать этот восторг, она должна поделиться переполняющими душу чувствами. Отсюда обращение к читателю:
Обрати лицо свое и сердце
К красоте, к гармонии Природы:
Как сияет небо над землею,
Как мудры деревья и цветы!..
* * *
Обратись к природе с покаяньем,
Попытайся с ней наладить связь.
Только в этом случае душа человека будет спасена «от потрясения и пустой житейской суеты».
Замечательное определение дала самой себе поэтесса: «а я природная, лесная...» Девочка, «пропахшая лесным духом, муравьями и еловой иглицей», выросла, но остались чувство единения с природой, активной приобщенности к ней, понимание идеального мира как мира в гармонии с природой.
Все в природе идеально и дорого душе: «белые ливни берез», «дождя голубого перламутровый свет», «свет золотистых лютиков», «месяца желтый крючок», «ирга в золотистой парче, как царица»», «ручеек, что веретенце»... Идеализация простоты («Я люблю невзрачные цветы / В них так много хрупкой красоты») и тишины жизни («Остановиться, помолчать, / Послушать голос трав и ветра») – эти настроения можно отнести к основным в поэзии Жибрик.
С умением видеть красоту в том, что нас окружает, связано необычное увлечение поэтессы лесной скульптурой, поделками из природного материала.
Придет кто-то чуткий –
Увидит – поймет,
Поднимет, по имени всех назовет.
И каждая веточка вдруг оживет.
Эти строки о людях с особым даром видения, о художниках. Удивительный талант – жить, «открывая на каждом шагу, / В каждой малой былинке / Красоту потайную».
В поэтических пейзажных зарисовках проявилась личностная составляющая понимания природы. Природа и душевное состояние лирической героини слиты воедино:
Вот и осень пришла.
На дворе листопад.
Как в судьбе −
Ничего не вернуть, не исправить.
В стихах поэтессы жизнь природы сливается с размышлениями о жизни:
Рука к одуванчику
Тихо притронется –
Бережно, но –
Он рассыплется в пух!..
И в жизни,
Как в снах-полуснах
При бессоннице:
Что было солнечно –
Горько и солоно.
Или:
Всякий лист и всякий стебелек –
Разглядите, наклоняясь над ним:
Каждый на земле неповторим!
Мысли о неповторимости каждого перекликаются с размышлениями о неизбежной конечности жизни человека, всего живого:
Все уйдем,
Обратясь на закате в тени…
Осознание хрупкости жизни оттеняет смысл человеческой жизни:
Радуйся небу, деревьям и птицам –
И благодарно готовься проститься:
Вдруг этот день, будь он зимним иль летним,
Волей Всевышнего станет последним?..
Все в нем возьми, полюби и запомни,
Светом его свою душу наполни,
Чтобы тебе он помог,
Озаряя
Миг твой последний у темного края…
В поэзии Нины Иосифовны много света и любви ко всему живому. Ее стихи привлекают сердечной искренностью, необыкновенной теплотой и ясностью стихотворной речи. Но главное в ее стихах, на мой взгляд, – вера в силу гармонии и стремление к ней.
___
Статья опубликована в журнале
Вестник лаборатории аналитической филологии / Гл. ред. И. П. Карпов. Йошкар-Ола, 2014. Вып. 6. С. 194-198.
БЛАГОДАРИМ ПРОФЕССОРА ИГОРЯ ПЕТРОВИЧА КАРПОВА ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ
#поэты21века
#книга Тропа к живой воде
#поэзия Нины Жибрик
Дорогие мои читатели и подписчики!
Я с большим удовольствием знакомлю Вас с творчеством Нины Жибрик.
Подписывайтесь на мой канал, кому интересно, отвечу всем взаимностью.
Всегда рада общению с каждым из Вас!