Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ДАР АРХАНГЕЛА

Неподалеку от Кареи, в местности, принадлежавшей обители Пантократор, проходит огромный овраг, в котором находится много келий. Среди этих иноческих убежищ есть одна келья с небольшой церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В ней уединенно спасались старец-иеромонах и его послушник. Оба они были благоговейны, внимательны к своей иноческой жизни и вечному спасению, уединение свое оставляли лишь в самом крайнем случае. Однажды старец пожелал помолиться на всенощном бдении под воскресенье в Карейском протатском соборе и пошел туда. А богобоязненный ученик его остался стеречь келью, получив от старца заповедь исполнить, как может, службу дома.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ночью послушник вдруг услышал стук в дверь и, отворив ее, увидел перед собой прекрасного юношу-монаха. Приветливо и почтительно принял добродетельный инок ночного гостя. Наступило время совершать утреннюю службу, оба они встали и, возвысив сердце и ум свой в горняя, начали со страхом и благоговением изливать перед Создателем свои молитвенные чувства и славословия, и так текла своим порядками их умилительная служба. Когда в конце канона пришло время величать песнопениями Возвеличенную и славить славнейшую без сравнения Серафим Приснодеву, ученик изливал хваления Царице Небесной, воспевая Ей обычную древнюю песнь святого Косьмы, епископа Маюмского: Честнейшую Херувим

– Ты не так, брат, поешь и не по-нашему, – заметил дивный гость. – У нас не так величают Божию Матерь.

– Как же? – спросил удивленный послушник.

– А вот как, – проговорил тот и запел: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего… А после этой песни мы уже припеваем и Честнейшую…» – прибавил гость и замолчал. Икона Божией Матери «Милующая», находящаяся к келье, во время нового песнопения вдруг засияла необыкновенным светом.

– Чудно! – Воскликнул послушник. – Прости Бога ради, – продолжил он, – я научился так петь от своего старца и никогда не слышал песни «Достойно есть». Прошу тебя, сотвори любовь, напиши мне ее.

– Изволь, брат, дай бумагу и чернил, – ответил ночной пришелец.

Инок кинулся искать и не нашел ни лоскута бумаги, ни капли чернил. С прискорбием возвестил он своему гостю, что, занимаясь молитвой и рукоделием, редко нуждался в бумаге и чернилах.

– Не беспокойся, брат, – отвечал тот, – я тебе напишу для памяти эту песнь вот на этом камне, и ты, заучив ее, сам так пой и скажи всем христианам, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу.

Тут явившийся юноша подошел к близлежащей каменной плите и перстом начал выводить на ней слова Богородичной песни. Камень как воск смягчился под рукой таинственного посетителя: пишущий перст его глубоко врезался, и слова четко и ясно отпечатывались на камне.

– Не забудь же сказать, чтоб отселе все так славили Божию Матерь, – повторил явившийся послушнику и как молния исчез от его изумленного взора. Икона еще некоторое время продолжала излучать чудный свет.

Добавьте описание
Добавьте описание

Всю ночь инок провел без сна в признательности Господу и Его Пречистой Матери, и старец, возвратясь с Кареи, застал его поющим чудную песнь. Новизна ученической песни поразила старца. «Где ты выучился так петь?» – спросил он своего ученика. Тот рассказал о случившемся и указал на чудный камень, исписанный рукою незнакомого посетителя. Изумленный старец долго стоял над камнем, несколько раз перечитывал он божественную песнь и, рассматривая письмена неземного перста, не постигал совершившегося чуда.

– Что же ты не спросил явившегося тебе юношу, кто он и как его имя? – сказал, наконец, в раздумье старец.

– Прости, отче, – ответил ученик, – я и забыл про то. Помнится только, что он назвал себя Гавриилом.

– Так ты не понял, какой Гавриил был у тебя в келье? – прибавил старец с улыбкой и, став перед иконой Богоматери на том самом месте, где пел «Достойно есть» явившийся юноша, в слезах сердечного умиления и признательности сам запел славословие Богоневестной Матери.

В тот же день старец явился к Проту, рассказал обстоятельно про все, собору афонских старцев была представлена и каменная плита с начертанной на ней божественной песней. Тогда все едиными устами и единым сердцем прославили Господа Иисуса Христа, совершившего такое чудо во славу Своей Матери, и воспели Ей новую песнь, которая вошла в общее употребление Церкви Христовой при Божественной литургии и на прочих ее службах. Мало того, она распространилась по всей вселенной, так что даже дети христианские знают ее и поют во славу Богоматери.

О явлении Архангела было донесено патриарху и царям. Государством тогда правили братья Василий II и Константин VII, называемые порфирородными, а патриархом был Николай Хрисоверг. Донося царям и патриарху, афонские иноки отослали в Константинополь каменную доску с начертанной на ней песнью Богоматери как доказательство истинности передаваемого ими известия.

Икону Богоматери, перед которой была воспета радостная песнь, преподобные отцы перенесли в столицу Афона – городок Карею. С тех пор образ Божией Матери «Достойно есть» пребывает на горнем месте соборного Протатского храма. Его иконография принадлежит к изводу Киккской иконы Божией Матери, Младенец восседает слева на руке Богородицы, Которая держит Его за правую руку с развернутым списком.

Келья, где произошло явление Архангела, до сего дня называется «Достойно есть», а овраг, где находилась келья, называется εν τῷ ᾄδειν, что означает «[место] пения».

Добавьте описание
Добавьте описание

Дивное это событие на Святой Горе Афонской вспоминается и празднуется 11 июня. «А что чудо сие есть действительно древнейшее и что явившийся тогда ангел был Архангел Гавриил, можно видеть из особого примечания, находящегося в греческих минеях под 11-м числом месяца июня, где говорится так: "В той же день собор Архангела Гавриила έν τώ άδειν". Из сего видно, что чудо сие совершилось в 11-й день июня. Посему тогдашние отцы стали совершать собор и Литургию каждогодно в сказанном логу, называемом άδειν, в память совершившегося там чуда, и в славу и честь Архангела Гавриила. Подобно тому как он и во время жизни Богородицы был пламенным воспевателем Ея величия, Ея питателем, Ея служителем и радостворным благовестником, так – он же послужил и в сообщении земнородным сей поистине приличной Богоматери песни, – так как ему одному только приличествовало сие служение. Древле Владыка всех Бог преподал евреям через Ангелов (ср.: Гал. 3: 19) рукою Моисея десять заповедей, написав их Своим перстом на двух каменных досках. Подобно сему ныне начальник горних сил сообщил всем православным сладчайшую и вожделеннейшую песнь в честь Богоматери, написав ее также на каменной доске Архангельским своим перстом». [1]

В 1488 году от иконы Богоматери «Достойно есть» совершилось следующее чудо. Богоносные древние отцы, просиявшие в Святой Горе, издревле установили совершать крестный ход с этой честной иконой вокруг Кареи во второй день Пасхи. Для этого все монахи, обитающие в Карее и в келиях, лежащих в ее окрестностях, должны были собираться на службу церковную в храм Протата и после Литургии отправляться с крестным ходом. В 1488 году четыре монаха, обитавшие в Карее, на подворье обители святого Дионисия, нарушили по сатанинскому действию это святоотеческое предание и установление. Когда крестный ход проходил мимо их подворья, то монахи эти не только не вышли на встречу святой иконе, но, затворясь в своем жилище, называли совершающих крестный ход «ядцами и винопийцами», а его установление – делом противозаконным. Богоматерь не оставила без вразумления этих несчастных ругателей святыни. В вечер того же дня вдруг, без предшествующих признаков бури, выпал сильный дождь с градом. По утру следующего дня оказалось, что растения огородные, виноградники и все плоды этого подворья были побиты; и что удивительно: бедствие это постигло исключительно только Дионисиатское подворье. В этом событии все ясно увидели на них гнев Божий. Когда монахи сообщили своей обители о постигшем их бедствии, то пребывавший в это время там Святейший Константинопольский Патриарх Нифонт в праведном гневе наложил на дерзких хулителей строгую епитимию за их безумие и презрение святой иконы. На следующий год эти монахи выразили уже подобающее уважение святыне, а у братии, совершающей крестный ход, торжественно просили прощения, – что и получили. Эти и другие чудесные события, бывшие от иконы «Достойно есть», сделали ее очень почитаемой далеко за пределами Святой Горы.

Добавьте описание
Добавьте описание

Духовным центром столицы Афона является Карея. А ее сердцем – соборный храм Протатон, посвященный Успению Богородицы. Он построен на месте, где стоял самый древний храм Святой Горы. По своей архитектуре Протатон отличается от других афонских храмов. Он имеет форму продолговатой базилики, такими были церкви первых веков христианства. В нем сохранились древние бесценных фрески, но самое дивное его сокровище – это, конечно же, икона Богородицы «Достойно есть». Она находится за мраморной преградой, в алтаре на горнем месте, то есть за престолом. Установлена икона была здесь в 982 году. По большим праздникам образ выносят в центр собора для поклонения святогорской братии и паломников.

История ее рассказывает нам о появлении у христиан четвертого, воспетого Ангелом Господним, церковного песнопения в честь Богородицы. Первые три: «Слава в вышних Богу», «Свят, свят, свят Господь Саваоф» и Трисвятое – «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

Светлана Рыбакова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм