Проблема преемственности поколений
Стремление к добру, к всеобщей любви, забота о других – эти прекрасные качества, характерные для семьи Толстых, передавались от взрослых детям. Впоследствии для писателя Л.Н. Толстого главной нравственной ценностью стало братство всех людей.
Какую роль в жизни человека играет мечта?
Какую роль играют воспоминания о детстве?
Однажды старший брат Л.Н. Толстого, десятилетний Николенька, рассказал младшим детям о том, что знает тайну, как сделать людей счастливыми. Эта тайна, по его словам, была написана на «зеленой палочке», зарытой на краю оврага в Старом заказе. Толстой очень любил вспоминать, как он и его братья искали в лесу «зеленую палочку». Очевидно, великий писатель считал эту детскую игру провозвестницей его неустанных поисков счастья для людей на протяжении всей жизни.
Проблема проявления заботы о людях
Л.Н. Толстой хотел не только сам сделаться умнее, образованнее, лучше, но страстно желал, чтобы крестьяне, принадлежащие ему, тоже стали жить лучше. Он создал школу для крестьянских детей. Служил мировым посредником и защищал интересы крестьян после реформы 1861 года, организовывал помощь голодающим деревням.
Проблема воспитания
Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «…Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем». «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».
Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно. Он воспитывал в детях любовь к родному языку, честность, бережливость, желание поддерживать чистоту и порядок.
Лев Толстой неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.
Проблема отношения учеников к учителю
О теплом отношении учеников к Толстому как к педагогу можно судить и по сохранившемуся до наших дней рисунку, сделанному одним из школьников. На нем ребенок изобразил, как двое ребят соревнуются в перетягивании каната, а рядом стоит учитель и поддерживает их. Рядом автор рисунка подписал: «Милый человек Лев Николаевич».
Какую жизненную позицию должен занимать истинный гражданин своей страны? /Как проявляется любовь к Родине?/
В чем проявляется активная гражданская позиция человека?
Каким должен быть сын своего времени и своей страны?
Л.Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.
Какова роль самообразования в жизни человека?
«Всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет С. А. Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».
Ежегодно Л. Н. Толстой ставил цели изучить определённые науки. Таким образом, Толстой стал одним из самых образованных людей своего времени. Он знал несколько языков, создал множество правил для развития воли телесной и духовной, изучил такие науки, как сельское хозяйство, живопись, архитектура, музыка, математика, физика, химия. Но даже на этом не останавливался великий писатель. Он единственный граф, который в то время сам работал в поле вместе со своими крестьянами. Лев Николаевич и дня не мог прожить в безделье.
Проблема физического и духовного развития человека
По мнению Л.Н. Толстого, самый трудный, критический возраст — это когда человек перестает телесно расти, сильнеть… я думаю, около 35 лет. Развитие, рост тела кончается, и должен начинаться рост духовный. Большей частью люди не понимают этого и продолжают заботу о росте телесном, и ложное взятое направление бывает губительно. Его целью было показать способность личности к нравственному росту, совершенствованию, противостоянию среде в опоре на силу собственной души.
Проблема смысла жизни
Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.
Лев Николаевич - один из немногих, кто мог осознавать, бороться и побеждать свои пороки. Смысл жизни Толстой видел в служении людям и в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки