Найти тему
Дружелюбный философ

"Не хочу идти в школу. Там ничему не учат". О ратоборстве учителей и репетиторов

Оглавление

Текст, взятый в кавычки, произнёс мой ученик на занятии. "Почему ты так говоришь?" - Спросила я. "Учительница садится с тремя ребятами, разбирает с ними вторую часть ЕГЭ, а остальным говорит самостоятельно решать первую."

Тема отношений учителей и репетиторов весьма деликатная. И хотя слово "отношения", наверное, к этим диаметрально противоположным величинам напрямую применить нельзя (и те, и другие предпочитают держать дистанцию), но они есть.

Давайте попробуем вместе разобраться в том, почему факты получения учениками основного и дополнительного образования "на стороне" вызывают бурю (другого слова не подобрать) негодований со стороны школьных педагогов.

1. Амбиции

Встречались ли Вам когда-нибудь тихие застенчивые учителя? А репетиторы? Мне нет. Обе стороны ратоборства выглядят весьма уверенно и непоколебимо на своей стороне поля боя. Для учеников в школе педагог - это фигура значимая, от которой зависит их благополучная жизнь вне школы, в первую очередь, в семье, а во-вторых, в кругу товарищей. С другой стороны, репетитор тоже влияет на безмятежную жизнь, когда оценивает достижения своего маленького клиента. Может ли пьедестал, на котором возвышается школьный учитель, пошатнуться? Думаю, да. И это воспринимается, к сожалению, очень болезненно. С другой стороны (со мной согласятся многие репетиторы), слова учителя о том, что "репетитор Вашему ребёнку ничего не даёт, только деньги зря выбрасываете, пусть лучше делает домашнюю работу, которую я задаю", не только превращают первого в одиозную личность, но и вызывают дискомфорт у второго.

2. Факт обращения к репетитору - это признание неумения (или нежелания) школьного педагога обучить ребёнка?

"Мама, я ничего не понимаю на уроках", - именно такие слова ребёнка мотивируют родителей на поиски репетиторов. К сожалению, многие родители сразу предпринимают решительные действия, отправляясь на поиски другого учителя уже за плату. И лишь немногие задают естественный вопрос: "Почему ты ничего не понимаешь?"

А действительно, почему? В своей статье ""Полчаса работы с репетитором заменяют неделю в школе," - мнение родителей. Сравниваю три формы обучения" я рассмотрела три формы обучения школьника: 1) групповую в классах с наполняемостью от 25 до 30 человек (бесплатную для родителей), на которой изучаются предметы обычной школьной программы; 2) индивидуальную (оплачиваемую) при работе одного ребёнка с репетитором; 3) групповую с наполняемостью от 10 до 12 человек, где дети получают платное образование по дополнительным программам на базе школы, за которое тоже платят родители.

К каким выводам я пришла в указанной статье?

Цитирую: "Но одно бесспорно: где бы ребёнок ни занимался дополнительно, это ему - во благо. И все усилия педагогов, работающих с ним, приводят к хорошим результатам. Школьный учитель закладывает базу, репетитор ликвидирует пробелы, систематизирует и углубляет знания. В таком тандеме ученику ничего не остаётся, как получить качественное образование."

Тем не менее, всё кажется не таким уж оптимистичным. Родители, чьи дети находятся "в опале", не чувствуя со стороны педагога поддержки (навстречу не идёт, дополнительные задания для ликвидации пробелов не выдаёт, не консультирует, аргументируя отказы отсутствием времени и оплаты своего труда), просто вынуждены обращаться к репетиторам. При этом они или стесняются, или опасаются ставить в известность учителя о факте найма другого специалиста. Видимо, чтобы не пострадало эго самого педагога? Или чтобы отношение учителя не стало ещё хуже? Но он же отказал в помощи! Вот и получается, "и сам не гам, и другому не дам".

3. Боязнь быть подвергнутым сомнениям в компетенциях

Появление в жизни ученика ещё одного специалиста, по сути являющегося конкурентом школьному учителю в процессе обучения, заставляет некоторых педагогов покидать привычную зону комфорта. И вместо того, чтобы раскрыться для изучения новых систем, практик, навыков в системе образования по своему предмету (и не только), многие специалисты начинают противостоять альтернативным методам обучения, обвиняя репетиторов в перегружаемости информацией своих учеников. Сами же учителя застревают в одних и тех же привычках, используя методы вчерашнего дня.

В управленческой литературе есть такой термин "ловушка компетентности", который заключается в том, что человек, полагаясь только лишь на знакомые идеи и модели в своей деятельности, не растёт, а попадает в ловушку, препятствующую его творчеству и прогрессу, а в случае учителя, и успехам учеников.

Чтобы проиллюстрировать сказанное, я сошлюсь, на три свои статьи: 1) "Упрощённый метод решения логарифмического неравенства с переменным основанием - вызов "старой" школе", 2) "Неравенства в ЕГЭ: приятные равносильности, о которых не рассказывают в школе", 3) ""Бомбические" задачи (ЕГЭ, профиль). Формулы полной вероятности, Байеса и Бернулли. Дожили до "вышки". Поздравляю!"

Если Вы захотите прочитать комментарии к статьям, то увидите, что публикации, признанные частью читателей весьма полезными, некоторыми людьми были подвергнуты критике. За что? За то, что методы решений рассматриваемых объектов являются альтернативными "старой школе". Но эти методы были мною обоснованы, я провела исследования по построению моделей решений. В их доказательстве нет ничего сложного, но зато как облегчается с ними решение задач!

Что же мы имеем? Учитель, не знакомый с новым методом решения логарифмического неравенства с переменным основанием, снижает ученику отметку за правильное решение, заставляя перерешивать по-старому так, как выдал на уроке он сам. А другой учитель, услышав от ученика, что задачу следует решать с помощью формулы Бернулли, не смог из-за незнания применить её, запутался в решении, не дорешал до конца своим методом (времени не хватило) и предложил за "отличную" отметку ученику на следующий день рассказать об этой формуле. Отметка так и не была выставлена.

Легко непреднамеренно попасть в "ловушку компетенций" - тенденцию тяготеть к тем вещам, которые мы делаем естественным образом, не подвергая сомнению наши предположения, навыки и подход к работе.

"Ловушки компетенции" запирают нас в определенный способ делать вещи просто потому, что мы уже умеем это делать," - пишет Даниэль Ким.

Вы можете быть настолько хороши в том, что можете быть ослеплены своими прошлыми успехами. Делая что-то хорошо, вы часто застреваете в петле. Вместо того, чтобы расти и развиваться, ловушка компетенций может встать на пути вашего постепенного прогресса.

4. Разница в вознаграждении трудов

Этот пункт я, конечно, не могу обойти. Но я не поставила его первым, вторым или даже третьим. Хотя многие мои коллеги-учителя и коллеги-репетиторы присудили бы ему высшее призовое место в ратоборстве двух сторон.

В чём же суть этой стороны конфликта? "Мы делаем основную работу, а репетиторы пожинают её плоды, приходя на всё готовое. И при этом огребают денег больше, чем мы," - такие реплики от школьных педагогов мне приходилось слышать ни раз.

Занятие репетиторством довольно сложное, особенно, если учитывать следующее:

1) репетитор самостоятельно занимается предложением своих услуг и поиском клиентов, он должен владеть хотя бы первичными навыками менеджмента;

2) учителю такие навыки не требуются, он осуществляет свою деятельность в коллективе учащихся, выполняя государственный заказ;

3) установленная за занятие цена отражает, в первую очередь, статус репетитора, его востребованность на обширном рынке образовательных услуг, компетенции, публикации в сетях, личностные качества;

4) репетитор не получает "отпускные" в отличие от школьного учителя;

5) репетитор, как врач, должен уметь выявлять проблемы "заболевания" и находить способы их устранения в каждом отдельном случае;

6) если репетитор зарегистрирован не как ИП, то его деятельность не засчитывается при начислении трудовой пенсии.

Именно перечисленное влияет на стоимость услуг репетитора.

5. Зависимость от системы школьного учителя и независимость от неё репетитора

Здесь хочется сказать немного. Зарегистрировавшись в качестве репетитора, профессионал выходит из-под "опеки" органов управления образованием. Взамен он получает беспроблемную радостную работу, не обременённую конфликтными ситуациями и "выеданием мозга" вышестоящими структурами. Он волен сам принять решение - отказать в обучении ученику или начать с ним заниматься.

Это, конечно, вызывает досаду школьного учителя, который вынужден тратить своё здоровье, поддерживая дисциплину и пытаясь вложить знания одновременно во всех учеников, подчиняясь при этом распоряжениям школьных руководителей.

Заканчивая писать, мне хотелось бы пожелать, чтобы ратоборство учителей и репетиторов изжило себя.

Обучая детей премудростям наук, мы должны думать, в первую очередь о них. И не забывая о дисциплине, стараться сделать их школьные годы счастливыми, а не похожими на каторгу.

А Вам приходилось чувствовать на себе противостояние учителя и репетитора?

Вы находитесь на дружелюбном канале.

Уважайте себя. С уважением, автор.

Источник: Яндекс, картинки. Редактирование автора
Источник: Яндекс, картинки. Редактирование автора

#школьное образование #школа в россии #обучение в россии #математика #учитель #проблемы общества #проблемы образования