Найти тему

Тайна замка Монсегюр: святой Грааль и загадочные катары...

За пятиугольным замком Монсегюр, находящимся на юго-западе Франции, народные предания закрепили название — «Проклятое место на святой горе». Сам замок находится на возвышенности, построен он был на месте святилища, существовавшего в дохристианские времена. Сама возвышенность была небольшой, но имела крутые склоны, поэтому замок считался неприступным (на древнем диалекте название Монсегюр звучит как Монсюр — Надежная гора).

С этой местностью связаны легенды и сказания о рыцаре Парсифале, о Святом Граале и, конечно, о волшебном замке Монсегюр.

Чаша Грааля или Святой Грааль является одной из величайших священных реликвий христиан. В этот сосуд была собрана кровь, текущая из ран Иисуса Христа в день его распятия. Совершил этот благородный поступок Иосиф Аримафейский. Он не считался апостолом, так как являлся тайным последователем Спасителя рода человеческого. Именно Иосиф снял тело Иисуса с креста, обернул его в плащаницу и захоронил в рукотворной гробнице, вырубленной в скале.

Откуда берет начало миф о Святом Граале? В Евангелие от Матфея о ней не сказано ни слова. В Евангелие от Марка также ни слова. Молчит о загадочном сосуде и Лука. А вот в Евангелие от Иоанна указано, что когда стражник пронзил копьём распятому Христу рёбра, то истекла кровь и вода. Но нигде не упомянуто, что Иосиф из Аримафея собрал её в какую-то ёмкость.

Получается, что четыре апостола описали одно и то же событие, но ни один из них не знал о чаше. А ведь это канонические труды, взятые за основу святой церковью. Так как же появилась информация о чаше Грааля, откуда вообще она взялась?

В средневековых романах появляются первые упоминания о Чаше. Люди, создававшие произведения о короле Артуре и его сподвижниках, утверждали, что чаша Грааля невидима для людей, так как все они склонны к грехам и порокам. Увидеть Святой Грааль может лишь человек необыкновенной духовной чистоты. Таковым среди всех рыцарей был только Галахад. Это молодой человек, сумевший выдернуть меч из камня, державшегося на воде. Ни один другой рыцарь, в том числе и король Артур, не смогли этого сделать.

Другая древняя легенда гласит, что в замке жила прекрасная дева Эсклармонда и хранила таинственную реликвию – Священный Грааль. В ночь накануне, когда под натиском крестоносцев крепость пала, недра гор под Монсегюром разверзлись, Эклармонда бросила в их глубины мистическую чашу. После этого дева превратилась в белую голубку и улетела на восток. С тех пор Святой Грааль ищут и не могут найти.

Окрестности Монсегюра поражают своей загадочностью и мистичностью. С Монсегюром связаны и трагические исторические события.

850 лет тому назад в замке Монсегюр разыгрался один из самых драматических эпизодов европейской истории. Эти исторические события связаны с катарами. В исторических документах упоминается о том, что катары были действительно в прямом смысле слова добрыми людьми. Они вдохновляли окружающих силой своего духа, человечностью, милосердием и добротой. Духовная сила, которую они собой являли, не нуждалась ни в помпезности, ни в пышных церемониях. Они были тем, чем сами себя называли: Церковью любви.

Как считают исследователи, катаризм был сильнейшим противовесом Римско-католической церкви на то время. Крестовый поход против катаров длился почти 40 лет и унёс около 50 тысяч жизней. Движение было практически истреблено.

В связи с этим возникает вопрос: что заставило Папу Римского и Церковь сотворить столько зла и нарушить одну из десяти заповедей христианства «Не убий»?

Возможно, причиной были знания, которыми владели катары? Да, это так.

Занимателен тот факт, что сами катары считали Папу Римского наместником дьявола на земле. А кем ещё его считать после подобных действий? Более того, Иннокентий III писал по поводу своего правления следующее: «Папы поставлены Господом над народами и царствами, чтобы вырывать, разрушать, созидать и насаждать».

Для катаров само понимание учения Христа было другим. К примеру, они не считали, что Иисус пришёл на землю, чтобы искупить своей жертвой человеческие грехи. Смыслом же прихода Христа на землю и принятие им человеческого облика, как они считали, было показать людям, что на самом деле их Царство находится не в этом мире, князем которого есть Сатана, а находится в невидимом мире, мире Бога, который есть Свет и Любовь. Он пришёл в материальный мир из сострадания, для того, чтобы показать падшим ангелам путь их спасения, путь домой на свою небесную родину.

Согласно учению катаров, души людей являются отторгнутыми от Бога, частями целого, которые заключены в телесную оболочку, созданную Сатаной.

Смерть телесная в понимании катаров была проявлением начала материального мира, потому что «злой творец» не способен создавать что-то «стабильное и вечное». Бог не может наказывать смертью и посылать кого-то на неё. Это и служило корнем отрицания искупительной жертвы Иисуса Христа. Кроме того, они не почитали крест - орудие его казни, как что-то священное и достойное поклонению, считали это абсурдным и глупым.

Катары учили, что телесность Иисуса – лишь видимость. Истинный же его облик бесплотный, и он не может страдать, умирать и воскрешаться. Для того чтобы усыпить бдительность Сатаны, Иисус подчинился земным законам и воплотился в тело, а после смерти телесной оболочки Иисус вернулся на небо и оставил на земле за собой Церковь, в коей пребывает Святой Дух, утешитель пленных душ.

Катары были уверены в том, что дьявол исказил истинное учение Христа, и таким образом над Церковью восторжествовала ложная «христианская» церковь, которая на самом деле исповедовала доктрину Дьявола. Истинной же Церковью, в которой пребывает Святой Дух, катары считали свою. Они указывали на то, что все таинства, обряды и ритуалы римской церкви на самом деле были ловушками Дьявола. Ведь ни крещение водой, ни хлебные причастия не несут в себе Святого Духа, ибо это материальные вещи.

Многие исторические документы указывают на то, что катары действительно были последователями более древней традиции и являлись истинными последователями учения апостолов. Эта информация имеет под собой основание. До нашего времени дошло всего лишь два катарских документа, датированных XIII веком, которые свидетельствуют (об этом пишет, в частности, Жан Гиро в своей работе об инквизиции) о том, что Церковь катаров, без сомнения, владела древними текстами, восходящими к первоначальной Церкви.

У катаров было чёткое разграничение между духовным и материальным. Они вели спокойную аскетическую жизнь, не брали подаяний и пожертвований на церковь, а наоборот - сами помогали бедным. Катары несли в мир вечные ценности: настоящую и чистую любовь, искреннюю доброту, высокую мудрость. Они везде пользовались почётом и уважением. Своим примером они демонстрировали возможность связи с Богом без всяких посредников.

Ключевым моментом для катар был дуализм. Они знали о том, что существует мир Бога, невидимый мир, и существует материальный мир, в котором мы живём, который сотворил Люцифер. И вот здесь уже можно задуматься, что было опасного для церкви и власть имущих в этих знаниях. Ведь эти знания освобождали людей от этого иллюзорного мира, освобождали от материальных оков и смерти, такими людьми уже невозможно было управлять. Более того, катары не признавали земную власть, а для жрецов это была опасность утратить своё влияние на людей.

За то зло, которое существует в этом мире, катары не считали ответственным Бога. Всё же зависит от самих людей, от их выбора между двумя своими природами – дьявольской и божественной. В этом мире они видели единственно возможный ад, который не имеет ничего общего с вечностью и в конце времён всё же прекратит своё существование. Конец времён в их понимании настанет тогда, когда все души будут спасены и вернутся к Творцу.

Особо интересной для меня стала информация о практической стороне духовного развития катаров. Их духовный путь заключался в очищении помыслов от эгоистических желаний, эмоций, которые мешали духовному развитию. Конечной целью они считали полное освобождение от всего, что их привязывает к земной природе. В итоге человек преображался, и в нём начиналось «тканье световых одежд», и внутри старой формы его тела зарождалось тело Божественного человека, по сути, Ангела. Символом этого тела являлась чаша Грааля, которую катары искали в самих себе. Они становились самой этой чашей и могли принимать излучаемый Духом Свет.

Инквизиция Святейшего престола и армия французского короля Людовика IX почти год вели осаду замка. Но им так и не удалось справиться с двумястами еретиками-катарами, засевшими в нем. Защитники замка могли покаяться и уйти с миром, но вместо этого предпочли добровольно взойти на костер, тем самым они сохранили в чистоте свою загадочную веру и Святой Грааль, сияющий в них...

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.

#святой грааль#монсегюр#катары