Найти в Дзене

За что мы любим книги Карлоса Кастанеды

Оглавление
Карлос Кастанеда. Съемка скрытой камерой, апрель 1997 года.
Карлос Кастанеда. Съемка скрытой камерой, апрель 1997 года.

Книги Кастанеды переведены на десятки языков и продаются миллиардными тиражами по всему миру. Любой автор позавидует такой популярности. Но мало кто понимает, что это не просто результат его литературного дарования. Из его книг в наш мир льётся потоком знание, которое само по себе обладает огромной силой. Кастанеда не просто автор, он — рупор, портал, проводник.

Миф о Кастанеде

Лично меня особо не заботит реальная биография Карлоса Кастанеды. Где и когда он родился, как и кем воспитывался, как попал в США, учился в UCLA и т.д. — всё это не имеет принципиального значения на фоне того, кем он в итоге стал. Сам он всю свою жизнь старательно занимался “стиранием личной истории”, и, надо признать, ему это неплохо удалось. Сегодня мы знаем о нём в основном только то, что он сам позволил нам знать о себе.

Сегодня Карлос Кастанеда — это миф, созданный им самим.

Миф не просто предполагает, он требует мистификации. Однако, в такой форме, когда суть происходящего не утрачивается, а скорее наоборот, обнажается. Я далёк от мысли о том, что КК что-то там понавыдумывал с целью ввести читателей в заблуждение. Хотя многие события, описанные в его книгах, происходят в “отдельной реальности”, во “втором внимании”, я не вижу смысла сомневаться в том, что они имели место фактически. Все, о чём он пишет — это документалистика.

Тот факт, что большинству из нас осознанная работа с подобного рода сферами реальности попросту недоступна, еще не означает, что всё это чистый вымысел. Для подавляющего большинства человеческих существ на нашей планете осознанные сновидения никогда не были и не станут доступны. Поэтому судить о том, насколько ценны и объективны изложенные в книге “Искусство сновидения” практические приёмы работы в этой области восприятия мы просто не имеем права.

Можно все это анафематствовать, но зачем? Чтобы что? Чтобы доказать себе свою неспособность всё это воспринять адекватно? И дальше что? Не лучше ли будет попытаться найти во всем этом нечто ценное, из чего все мы — в самом широком смысле — можем извлечь непосредственную пользу уже сегодня?

Беда в том, что это, как часто бывает с поистине ценными вещами, никому не нужно.

Неудобный формат

Главная претензия к Карлосу Кастанеде состоит в том, что он “все это выдумал”. Дескать, нет и никогда не было никакого дона Хуана, никакого знания никто никому не передавал, все эти 10+ книг суть всего лишь плод больного воображения некоего антрополога. Он, мол, начитался разных эзотрических книжек, скомпилировал из разных кусков некую фантастически историю и выдал её за чуть ли не откровение.

Действительно, история про мексиканского шамана, который передаёт нам через КК целостную систему древнего знания, не имеющего практически никаких аналогов в “западной” и “восточной” традициях, многим стоит поперёк горла.

То, что “наука” не готова все это признать, понятно. У современной науки вообще очень узкие рамки, для неё признание объективности даже самых простых вещей вроде “души” или “астрала” — немыслимо. В науке все и так слишком шатко, не хватало им ещё “второго внимания”.

Про религиозные сферы нечего и говорить. Дьявольское искушение. Анафема. Сжечь. По свидетельству самого дона Хуана понаехавшие с конкистадорами иезуиты и прочие клерикалы многих древних видящих предали очистительному аутодафе. Конечно, сегодня авторитет их уже не тот, что прежде, но определённое влияние пока ещё остаётся. “Дар Орла” им точно в масть.

И вот, как выясняется, Кастанеда не особо нужен даже и братьям эзотерикам. Именно по причине своей небывалой самобытности. Потому что если всё это правда — то, что он излагает — то многие гуру моментально превращаются в шарлатанов, а некоторые “духовные” школы и направления скатываются в разряд сект. Идея “безупречности воина на пути знания” им претит.

Кастанеда слишком многим переходит дорогу.

Надо добавить к этому, что очень мало кто реально вник в то, что он излагает. Подавляющее большинство критиков КК не прочитали и первых трёх книг. Для таких автор навсегда остался апологетом психотропных веществ растительного происхождения.

Для тех, кто пошёл дальше, камнем преткновения служит кажущийся разрыв в последовательности изложения. В 4 книге Дон Хуан со всей своей братвой (включая самого КК) вроде как отчаливает в бесконечность с вершины утёса, но при этом уже в 6 книге снова появляется как главное действующее лицо повествования, причём в таких деталях и подробностях, каких не было в начале. Нормальному человеку в такой поворот, конечно, очень сложно поверить.

Наконец, для многих, кто осилил “всю кастанеду”, всё это так и остаётся на уровне неких теоретических построений. Ибо, как известно “нет игры без нагваля”. Проверить изложенное на собственном опыте для подавляющего большинства читателей практически нереально, ибо на это у них просто нет свободной энергии.

Карлос Кастанеда за чтением книги в библиотеке Калифорнийского уинверситета ( UCLA)
Карлос Кастанеда за чтением книги в библиотеке Калифорнийского уинверситета ( UCLA)

Семантическое ядро Карлоса Кастанеды

И, тем не менее, популярность автора не угасает. Книги Кастанеды давно растащили на цитаты. Бесспорно, в них имеется целый ряд очень ёмких сентенций, мощнейших смысловых конструкций.

Для ясного понимания большинства из них требуется хотя бы минимальное погружение в контекст. Но есть в этой семантике термины, которые сегодня уже понятны более широкому кругу. Каждый из них таит в себе необозримую глубину. При этом все они высвечивают грани некоей целостной системы, обладающей весьма специфическим привкусом и послевкусием.

Вот, например:

Путь воина. Человек знания. Смерть-советчик. Четыре врага человека знания: страх, ясность, сила и старость. Сумерки - это трещина между мирами. Тональ и нагваль. Осознанные сновидения. Искусство сталкинга. Перепросмотр. Личная сила. Контролируемая глупость. Безмолвное знание. Абстрактная свобода...

Синтаксис Кастанеды постепенно и уверенно врастает в нашу картину мира. Не только потому, что каждый год в ряды его почитателей рекрутируются всё новые и новые искатели. Популярность эта безусловно связана с влиянием той крепкой метафизической закваски, которая эффективно “выбраживает” умы, коснеющие в унылой повседневной банальности потребительского шабаша.

Есть даже несколько понятий, которые в полном смысле сделались “народными” и прочно вошли в наш повседневный обиход.

Нетленные мемы КК

Прежде всего, “место силы”. Это словосочетание сегодня используют буквально все, в том числе появляется оно и на вывесках туркомпний и точек питания. Значение тут как бы понятно и без пояснений, хотя в соответствующем контексте оно, конечно, раскрывается полнее.

“Остановка внутреннего диалога” — это техника, которая служит ключом к обретению “видения” — способности постигать реальность непосредственно. Фактически, во всех мировых духовных традициях она является одной из ключевых. Это основа медитации как таковой. Но именно Кастанеда так чётко и наглядно выразил её главную суть.

Из этой же серии “Чувство собственной важности (ЧСВ)”. Это одно из основных препятствий на пути духовного роста. В русском языке оно служит синонимом слову “гордыня”. Однако семантически для многих “ЧСВ” оказалось почему-то ближе и понятней, во всяком случае современней и без лишних “коннотаций”.

Еще одни мем — “точка сборки”. Этот термин сегодня употребляется очень широко, он уже вошел в словарь не только философов и эзотериков, но даже политиков и экономистов. При этом многие не понимают ни контекста, из которого он происходит, ни того значения, которое он в себе несёт изначально. А ведь это — принципиальный момент. Точка сборки — ключевое понятие всей системы древнего “магического” знания, которое Карлосу Кастанеде передал его учитель и наставник дон Хуан Матус.

И вот тут мы переходим к самому главному.

Карлос Кастанеда каким его знал дон Хуан Матус
Карлос Кастанеда каким его знал дон Хуан Матус

Наш дон Хуан живее все живых

Многие упрекают Кастанеду, что он “всё это выдумал”. Едва ли такое в принципе было бы возможно.

Дона Хуана невозможно сочинить.

Слишком целостный это образ. Слишком точно и последовательно то знание, которое он несёт. Слишком много во всем этом неразрешимых парадоксов, которые выходят за рамки даже самых экстравагантных представлений “традиционного” человека. Искромётный юмор. Полное пренебрежение авторитетами. Всё это поистине неподдельно.

Дон Хуан не продаётся. Он безупречен. Он — воин на пути знания, целью которого является абсолютная абстрактная свобода. У него не к чему придраться. Даже в опосредованной передаче Карлитоса.

Огромная удача, что на пути этого великого мастера попался аспирант антропологии, через которого в наш мир пришло нечто принципиально новое. Многомиллионные тиражи книг про скромного индейца из племени Яки являются красноречивым свидетельством того, что они суть мощнейший источник энергии. Неиссякаемый Источник.

Безусловная заслуга КК состоит именно в том, что он как мог — и в целом весьма неплохо — сумел передать нам вот это всё. В этом он тоже по-своему безупречен. Именно за это ему вечный респект и уважуха.

Обложка первого издания книги Карлоса Кастанеды "Огонь изнутри", 1981 г.
Обложка первого издания книги Карлоса Кастанеды "Огонь изнутри", 1981 г.

Знание — сила

Сегодня, несмотря на то, что с уходом КК традиция “видящих” тольтеков фактически прервалась (Cleargreen, конечно, есть, но это уже не “партия нагваля”), вся сила, которая была заложена в ней, нам теперь открыта и доступна. Собственно, именно таков и был план нагваля Хуана Матуса - сделать это знание доступным всем. Всё, что веками хранились в строгой тайне и передавалась лично из поколения в поколение лишь при выполнении ряда весьма специфических условий, теперь сделалось достоянием широких масс. Этот факт следует считать великой удачей. Почему?

Прежде всего, это целостная система знания. Возможно, не все его аспекты изложены в книгах. И разумеется, “нет игры без нагваля”. Тем не менее мы имеем блестящий абстрактный портрет “активной стороны бесконечности”, в котором всё подчинено единому замыслу. Это целостная картина.

Особенно ценно, что всё это практически не имеет аналогов в прочих традициях. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что реальная реальность не соответствует нашим ожиданиям и нашим моделям. Не просто возможны, но уже существуют такие описания мира — того же самого, нашего мира — в которых всё вообще по-другому. Другие базовые элементы, другие связи между ними, иной подход к работе с этими элементами, принципиально иные выводы. Принципиально новый уровень целеполагания.

В философском плане особо заслуживает внимания мысль о том, что всё сущее можно условно разделить на три области: известное, неизвестное и непознаваемое. Глубинный смысл данного постулата еще далек от всеобщего понимания. Современная цивилизация исходит из того же предположения, что и древние видящие, считавшие, что непознаваемого попросту нет. Как известно, маги линии дона Хуана дорого заплатили за это знание. Вероятно, всей нашей цивилизации еще предстоит пройти этот путь, причём наощупь, ибо собственным видением ведущие нас “лидеры” не обладают, и к чужому опыту присматриваться не готовы.

Чрезвычайно важным я считаю понимание той роли, которую в нашем мире играют неорганические формы жизни. Все мы имеем с ними непосредственную связь постоянно, но мало кто отдаёт себе отчёт, что это именно живые существа, пусть бы и отличные от нас, органических существ, по форме и по содержанию. Непонимание этого грозит нам страшными катаклизмами.

Хочется также отметить, что всё это знание имеет безусловную практическую ценность. Это не высосанная из пальца теоретическая модель, но результат непосредственного восприятия глубинной подосновы нашего мира. На первый взгляд она кажется неожиданно экстравагантной, как любая мексиканская пирамида, но она вполне поддаётся адекватному пониманию. Тысячи людей не дадут мне соврать.

Всем, кто знаком с творчеством Кастанеды, хочу напомнить вот что: “когда ученик готов, к нему приходит учитель”. Безупречность — это просто эффективное расходование собственной энергии. Чем её больше, тем шире возможности восприятия, тем глубже постижение реальности, тем больше шансов обрести искомое — свободу.

Тем, кто ещё не читал Кастанеду, я бы посоветовал начинать сразу с седьмой книги, “Огонь изнутри”. Для тех, кто "Огонь изнутри" читал, будет интересна вот эта статья: Загадка учения Карлоса Кастанеды раскрыта. В чём суть знания древних тольтеков?

Тимофей Решетов

https://t.me/geliocentric

Читайте также на моём канале:

Луна НЕ вращается вокруг Земли, но люди отказываются это понимать

Что такое энергия: коротко и понятно

Что такое время. Разбираем подробно

Почему считают, что скорость света — величина постоянная, и так ли это на самом деле?

Трёхмерного пространства не существует

Хотите знать истину? Получайте!