В 1984 году Герман Алексеевич Угрюмов возглавил особый отдел КГБ Каспийской флотилии. Именно там он и сформировался как профессионал спецслужб. На флотилию Угрюмов пришёл в 1972 году лейтенантом, после Каспийского высшего военно-морского училища в Баку. Командование военной контрразведки обратило внимание на добросовестного и дисциплинированного молодого офицера, с отлично развитым аналитическим складом ума.
Другим важным качеством Угрюмова было то, что он никогда ничего не делал наполовину, никогда не изображал видимость деятельности, а работал по-настоящему. С 1992 года он был начальником отдела военной контрразведки по Новороссийской военно-морской базе, та ещё через год стал начальником управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту.
Один из героев операции спецслужб на Северном Кавказе
С 1998 года Угрюмов работал в центральном аппарате ФСБ, руководил органами контрразведки в Военно-морском флоте. В 1999 году стал первым заместителем начальника 2-го Департамента ФСБ (защита конституционного строя и борьба с терроризмом), а затем и возглавил этот департамент. В его подчинении был Центр специального назначения ФСБ, в том числе группы «Альфа» и «Вымпел».
Угрюмов стал инициатором ряда успешных спецмероприятий в рамках контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, в результате которых были обезврежены многие лидеры террористических отрядов, освобождены заложники. Захват Радуева, Бараев, уничтожение Абу-Умара – некоторые из этих операций.
Даже по фотографиям видно, что Герман Угрюмов долгие годы страдал избыточным весом: не в порядке был обмен веществ. К тому же, была и старая болячка: ещё во период службы на Каспийской флотилии во время аврала ему сильно хлестнул по ноге трос. После этого нога у Угрюмова болела всё время.
Было заметно, как тяжело этому грузному человеку забраться в вертолёт, или просто забросить на ступеньку больную ногу. Тем не менее, Угрюмов всегда оставался очень мобильным – несмотря на комплекцию и хронические боли. Работая в Чечне, он постоянно летал и ездил в разные районы, много встречался с людьми. А мог бы и просто сидеть в кабинете – и никто бы его за это не упрекнул.
Даже ещё в первую чеченскую Угрюмов нашёл немало помощников среди коренного населения мятежной республики. Ведь многие люди страдали от разгула бандитизма и экстремизма, который принесла «независимость», и хотели жить нормальной цивилизованной жизнью.
Они верили Угрюмову, потому что он точно понимал национальные особенности горских народов и всегда действовал в соответствии с этим пониманием. Всю Чечню он проехал вдоль и поперёк, переживал трагедию её народа как свою собственную, и помогал людям не словом, а делом. У простых жителей республики «Горный адмирал» пользовался любовью и уважением, а для боевиков был врагом. Их личным врагом, а не чеченского народа.
Герману Алексеевичу удавалось точно оценивать расстановку сил, которая имела место в республике. Поэтому федеральным войскам удавалось без потерь устанавливать контроль над территориями и населёнными пунктами. Взятый без боя Гудермес стал просто одним из эпизодов, показательным в плане того, как предварительно работали сотрудники спецслужб с авторитетными людьми этих населённых пунктов Чечни.
Здоровье не выдержало нагрузки
По воспоминаниям Героя России Олега Дуканова, у Германа Алексеевича было поразительное оперативное чутьё, основанное на опыте. Не раз случалось так, что Угрюмов, принимая решения о проведении операций, загорался, был готов дать команду, но потом останавливался, задумывался и вдруг говорил: «Стоп! Это подождет».
Почему? Объяснения нет. Почему – знал только сам «горный адмирал». А его сын Александр Угрюмов вспоминает об отце, прямо как о Кутузове:
«Отец часто сидел, развалившись в кресле и дремал. Но при этом что любопытно! Во время разговора, когда казалось, что отец уже «отключился»., он вдруг вставлял: «Олег, ты не прав, не так было. Ты не взял во внимание одну тонкость, а она очень существенна…» – «Герман Алексеевич, да вы как будто спали!..» А он тут же передавал суть спора, словно сам в нём участвовал».
В Чечне времени суток для Угрюмова не существовало – он работал на износ. Давние проблемы со здоровьем сгубили 52-летнего «горного адмирала». 31 мая 2001 года Угрюмов скончался от сердечного приступа в своём рабочем кабинете, в Ханкале. Точнее, на крыльце: захотел побыть на свежем воздухе, некоторое время посидел на стуле и внезапно умер. При вскрытии врачи обнаружили у него следы семи микроинфарктов.
Так уж сложилось, что в новой России выходцы из КГБ оказались той силой, которая реально укрепила расшатанное в 90-е годы государство. Им пришлось работать с учётом реалий проигранной идеологической войны. Одним из таких людей и стал адмирал Герман Угрюмов, отдавший остатки здоровья и саму жизнь борьбе с терроризмом.
У него была мечта, которая так и не осуществилась: построить свой загородный дом. Среди его рабочих бумаг сын обнаружил готовый проект этого дома: подсчитан расход материалов, составлена смета. «Посреди двора – беседка для чаепития, а вокруг неё – много цветов»…
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, какие ещё достойные генералы сражались в Чеченской войне?