Не так представляли себе свою службу в Ираке военнослужащие самых элитных подразделений армии США. Отправляясь на задание, они надеялись проявить себя в сражении. Но помимо борьбы с врагом, им приходилось заниматься обучением иракских солдат - джунди.
Вот как вспоминает об этом один из коммандос.
Мой взвод был разделен на четыре части, и каждой группе была дана группа джунди для работы.
*Джунди — Солдаты-срочники в Ираке
Моей группе был поручен взвод для выполнения специальных заданий (SMP). Теоретически тактическое мастерство такого взвода было на ступень выше, чем у обычных солдат, но, когда они попадали к нам, они становились обычными придурками, молодыми, худыми иракцами, которые много играли в мяч и курили много сигарет. Нулевая дисциплина.
Однако по иракским меркам они были в довольно хорошей форме, и в результате их отобрали во взвод СМП. Большинство из них были шиитами из Багдада, которые добирались до Рамади на автобусах, где они надевали форму и брали в руки оружие, чтобы тренироваться. Их преданность идее преобразования Ирака в демократическую страну западного образца часто была в лучшем случае сомнительной.
Некоторые из них верили в Ирак и действительно хотели бороться за то, чтобы сделать его лучше. Другие шли туда только ради денег. От некоторых за версту несло моджахедами. Они избегали зрительного контакта, потому что просто не выносили его. Мое шестое чувство работало.
Я повторял про себя как мантру: "Одна команда и одна борьба", но на задворках моего сознания была мысль: что вообще могут эти люди?
Мы держали их на расстоянии, потому что должны были. В этом нет ничего личного, это просто инстинкт самосохранения.
Они не внушали доверия.
Мы всегда ждали до последней минуты, перед тем, как сообщить время и место проведения операции, потому что нужно было допустить возможность того, что некоторые джунди могули оказаться предателями. Никто из них не знал, где мы были расквартированы.
Центральным местом подготовки джунди была старая иракская тюрьма на окраине лагеря Рамади, где во время ирако-иранской войны содержались военнопленные. Именно там мы провели первые несколько дней, обучая их множеству тактических приемов. Вначале мы в основном следили за тем, чтобы они случайно не выстрелили нам в спину.
Мы учили их, как зачищать помещения командами по два и четыре человека, как перемещаться из укрытия в укрытие, как упаковывать вещи и выпрыгивать из военных машин, как перелезать через стены и выставлять охрану с обеих сторон, как готовиться к силовому штурму.
Прежде чем научиться танцевать, нужно научиться ходить
Мы следовали правилу: прежде чем научиться танцевать, нужно научиться ходить. Во время обучения мы говорили через переводчика, а затем демонстрировали им тактику снова и снова.
"Медленно, уверенно, но как можно скорее". В городских боях, при зачистке помещений, это было нашей мантрой.
Когда джунди охраняли помещения во время тренировок, бывало, что они выбегали на середину комнаты и продолжали дико размахивать своими АК-47, не обращая ни малейшего внимания на необходимость идентификации цели, не направляя ствол на выход и избегая любой возможности огня.
Некоторые пытались компенсировать недостатки агрессивностью действий. Но даже после этого они все равно не внушали никакого доверия.
Мы обучали джунди, чтобы они сражались с повстанцами, но во время каждой миссии нам самим приходилось выламывать дверь ударом ноги.
"Это было сродни стаду третьеклассников на экскурсии".
Когда мы прибыли в казармы джунди, их ненадежность сразу стала очевидной для нас.
Джунди всегда сидели за спиной штурмовой группы. Иногда мы позволяли им выполнять подчиненные задачи, такие как обыск здания после того, как мы его уже заняли.
Джунди не разделяли нашего внимания. Собрать их и погрузить на вьюк со всем их оружием и дополнительным снаряжением было все равно что собрать третьеклассников на экскурсию в музей.
Их общая апатия усиливала мою нервозность и возбуждение.
Когда мы занимали исходную позицию в нескольких сотнях метров от цели, нам приходилось выходить из машины и собственноручно загонять джунди в тыл патруля.
Учитесь подниматься по лестнице
Здание, которое было нашей главной целью, находилось в комплексе многоэтажных домов. Когда мы достигли пункта назначения, моя штурмовая группа установила наблюдательный пункт у ворот в комплекс и вызвала наших джунди, в обязанности которых входило прикрепить лестницу к стене, окружающей здание, быстро перелезть через нее и открыть ворота изнутри.
Я не думал, что даже такая пустяковая, подчиненная задача может оказаться им не по силам. Мы вели себя как группа спокойных профессионалов, пока джунди не начали ползать по стене. Перекладины лестницы громко скрипели под тяжестью их ботинок, а их автоматы АК-47 стучали о стену комплекса. Это была полная противоположность тактике.
Мы считались лучшими солдатами Америки, и вот вдруг мы оказались в опасности быть обстрелянными даже не достигнув своей цели, потому что эти солдаты не могли перебросить лестницу через стену.
Я закатил глаза и мысленно отметил, что список вещей, над которыми мне нужно поработать с ними, только что стал длиннее.
А когда им все таки удалось перебраться на другую сторону, нам первым делом пришлось слушать отрывки их веселых разговоров на арабском языке, до того момента, пока спустя примерно две вечности, мы не услышали звук открываемого засова.