Найти тему
У Ягушки на опушке

Сказка от Ягини о том, как Крис проводил уроки стихосложения

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня я продолжаю публиковать воспоминания Криса.

Крис
Крис

С предыдущей главой можно ознакомиться, пройдя по ссылке:

А начало сказки здесь:

Воскресная сказка от Ягини. О бравом котёнке Крисе, красивой бабочке и во что вылилась их встреча
У Ягушки на опушке1 мая 2022

Новый день начался с того, что Рудик примерил на себя новую роль, точнее, клеëнку со стола, а ещё точнее - на столе. 

Он сумел таки довести всегда спокойного Криса до белого каления. И теперь Крис носился за ним, чтобы наказать. А хулиганистый котёнок удирал от него, поджав уши.

Рудик
Рудик

 Рудик со всего разбегу запрыгнул на стол под прозрачную клеенку, надеясь, что Крис его не заметит. 

Крис вбежал на кухню, громко возмущаясь. Но котик-то быстро успокоился в отличии от вздыбившейся клеëнки на столе, которая подпрыгивала. Точнее подпрыгивал и кружился под ней Рудик, пытаясь через узорчики наблюдать за Крисом. 

Один поворот, другой - и клеëнка слетает со стола. Следом соскочил Рудик. Но не поднять клеëнку, не спрятаться под ней ему не удалось. 

Делать нечего, пришлось отправляться к папе Крису и просить прощения. Крис ещë чуть-чуть пожурил непослушного котëнка и простил. 

Рудик на радостях запел весёлую песенку собственного сочинения:

- Жизнь расписана по нотам:

До, Ре, Ми, Фа, Соль... Суббота.

Словно ноты дни звучат,

Свой имеют ритм и лад.

Иногда бренчат в миноре.

Чаще грусть бывает в До, Ре.

Коль суббота у руля -

Все ликуют: "Ля, Ля, Ля!"

А в это время Крис, вальяжно растянувшись на диване, довольно щурился в лучах ласкового июньского солнышка. Его мордашка выражала столько удовольствия. И было совсем непонятно - солнышко освещает его или он сам светится от счастья. 

Рудик пел, а Крис опять погрузился в воспоминания того времени, когда он обучал своих первенцев. 

УРОКИ СТИХОПЛËТСТВА

Идея проведения уроков стихосложения пришла совершенно случайно. 

Котята резвились и валяли дурака. Они тогда ещё не понимали значение этого выражения, и поэтому вначале выбирали, кто будет дураком и все вместе начинали его валять. 

Котята
Котята

Чаще всего участь "дурака" выпадала самому спокойному Третьяку. И при этом котята что-то пищали, стараясь выражать свои мысли складно и в рифму:

"Мы валяем дурака.

Его участь нелегка..."

"Толстого, пушистого,

Как мы все, душистого..."

"Будет дурачочек

Круглый, как кружочек..."

"А потом мы втроём 

Его валенком назовём..."

Котята дурачились и смеялись. Крис же не мог этого больше слышать. Он морщился, это было просто издевательством над его утончённым поэтическим вкусом. 

Наконец, не выдержав, папа Крис вскочил на все четыре лапы, потом поднял переднюю правую лапку, поднёс её к своему уху и закричал, что есть сил: 

- А ну-ка, быстро все замолчали! Всем пить молоко! Умываться! Чистить зубки и спа-ать! 

Котята в ужасе бросились к маме Стеше за молочком. А Крис, немного успокоившись, сказал: 

- Завтра поговорим о стихах. Писать стихи - это вам не это.... не буриме загадывать. Здесь мало рифму подобрать.

Котята спят, пока ещё вместе
Котята спят, пока ещё вместе

Всю ночь Крис о чём-то думал. Переворачивался с одного бока на другой, пил воду, задумчиво смотрел в окошко и опять ложился. Но уснуть так и не получалось.

Утром все котятки собрались на урок вовремя и Крис начал: 

- Итак, чтобы сочинять стихи, необходимо соблюдать некоторые правила. Как и многие вещи, стихи имеют размер. И это тот случай, когда размер имеет значение. Слишком сильно углубляться я не буду. Но попробуйте понять и поймать ритм. 

Двухсложная стопа это может быть или ямб:

КогдА твой стИх напИсан Ямбом

УдАрным бУдет слОг вторОй.

УчЕсть в стихАх ты дОлжен, дАбы, 

ОшИбок ИзбежАть порОй.

ПримЕром пУсть тебЕ послУжит

СтишОк, что ЛЯпис сОчинИл:

"ГаврИла бЫл примЕрным мУжем.

ГаврИла жЁнам вЕрен бЫл".

Или хорей:

ВслЕд емУ размЕр ковАрный

СрАзу вЫучИть сумЕй:

Если пЕрвый слОг удАрный,

ТО он ИстиннЫй хорЕй.

И примЕр запОмнить стОит,

ПУшкин нАписАл, грустЯ:

"БУря мглОю нЕбо крОет,

ВИхри снЕжныЕ крутЯ..."

Трёхсложные - это либо дактиль:

Если в трёхслОжной стопЕ ударЕние,

СлОвно стрелА, первый слОг поразИвшая -

ДАктилем нАзвано Это явлЕние,

В стИхотворЕнии стрОчка ожИвшая.

А для примЕра, прошУ вас, запОмните, 

РИтм повторЯя спокОйно, без пАники.

ЛЕрмонтов их описАл, как бездОмные

"ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!"

Или анапест:

Если трЕтий удАрным слог стАнет

В стихотвОрной трёхслОжной стопЕ, 

НазовЁм его прОсто анАпест,

Щёлкнем слОвно орЕх в скорлупЕ.

И запОмнить я вАс призывАю,

Ритм, где в вАльсе кружИт красотА:

"О, веснА, без концА и без крАю -

Без концА и без крАю мечтА!"

Или амфибрахий:

А Есть ведь ещЁ амфибрАхий -

РазмЕрчик трёхслОжной стопЫ.

ВторОй слог удАрный в размАхе,

ВстаЁт он, как в пОле снопЫ.

УрОк наш закОнчится скОро.

В тетрАдки пишИте своИ:

"Не вЕтер бушУет над бОром,

Не с гОр побежАли ручьИ..."

Ну, пока немного отдохните. Остальное узнаете на следующих занятиях. И запомните: если хотите написать стихотворение или песенку, старайтесь соблюдать рифму, размер. Но самое главное - это содержание. Если в ваших стихах будет смысл, то читать и слушать их будет интересно не только вам, но и другим.

Борьба в вëдрах
Борьба в вëдрах

На следующих занятиях котята узнали, что есть Онегинская строфа, есть монорим, акростих, нонет... Малыши с удовольствием занимались и, во время уроков по стихосложению, затихали и забывали про баловство. 

На одном из занятий Чубчик прочёл свой нонет:

В батискафе лучше думается
В батискафе лучше думается

- Нам,

Котам,

По зубам.

Слоги важны,

Рифмы быть должны.

Девять строк сплёл поэт -

Получается нонет.

Может быть он нисходящим,

И конечно же восходящим.

Аккуратный и вежливый тихоня Третьяк изо всех сил тянул лапку. Он тоже хотел показать, какой нонет получился у него:

Третьяк
Третьяк

- Вот вам ещё пример нонета.

Только нисходящий этот.

Тоже будет девять строк.

Рифмы подбираем,

Слоги считаем.

Верный размер,

Нужный слог -

Шедевр.

Смог!

Последнее слово этого стишка Третьяк сказал на выдохе. И было в этом "Смог" столько радости и облегчения. Котёнок виновато улыбнулся. Но было видно, что он доволен. И это его маленькая победа. 

Но особенно котятам понравился урок, на котором Крис рассказывал про акростих.

Учитель Крис специально для этого урока написал такой стишок:

А* вот, скажите-ка мне, братцы,

К*акой назвать так можно стих?

Р*ешите, что так может зваться?

О*тветит мне тот, кто притих...

С*тихи назвали этим словом,

Т*ак чтоб по первым буквам здесь, 

И*звлекши самую основу,

Х*ранящийся секрет прочесть.

И ещё котятам понравилась песенка про Ëжика, который никак не мог накормить своего Ежонка. 

Эту песенку Крис написал Абецедарием, то есть каждое слово в ней начиналось на следующую букву алфавита. Песенка состояла из 31 слова, не было только слов на Ь и Ъ. 

Аист Белке Векше Говорил:

"Дать Ежонку Ёж Желе Забыл. 

Ищет Йогурт, Клюкву, Лимонад, 

Молоку Не Очень Парень Рад".

Солнце Тучкой Укрывается, 

Филин - Хохотун Цепляется:

"Чебурек, Шашлык, Щи, Ыштыкма,

Эчпочмаки, Югатерт, Ячма".

Многих блюд национальной кухни котята не знали. Но разве это важно? Главное, что было интересно и весело.

🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈🐈

Крис закончил свой рассказ и замолчал. А Рудик вдруг почувствовал сильный голод. 

- Папа, а мы когда будем кушать? 

- Сейчас и будем. 

- Чебурек, шашлык и... всё остальное? 

- Нет. У нас сегодня на ужин ягнёнок с фасолью и зеленью в желе.

Рудик не привередливый в еде. Нет шашлыка, согласен и на ягнёнка. И совсем не важно в желе он будет или в соусе. 

Рудик моет лапы перед едой
Рудик моет лапы перед едой

Пусть пока Рудик и Крис с аппетитом уплетают сочные кусочки. Пожелаем им приятного аппетита и не будем мешать. 

Ну и я тоже на сегодня заканчиваю своë повествование. Продолжение будет в следующий раз.

Благодарю всех моих подписчиков и гостей за прочтение! Буду рада вашим отзывам и подписке.

Ваша Ягиня

#сказка для всех #стихи о стихах #мои стихи #ямб #хорей #анапест #дактиль #амфибрахий #акростих #абецедарий