Иоанн Богослов продолжает описывать, что происходит после того, как трубит каждый ангел. Каждый новый звук трубы усиливает потрясения на Земле. Первые четыре касались природы и небесных светил, а потом начинаются последствия дел рук человеческих. Иоанн словно ищет слова, чтобы описать страшную войну в последнем акте истории, но точных слов так и не находит.
Пятый ангел вострубил, и я у видел звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны.
Совершенно ясно, что это не дьявол, т.к. он уже заключен в бездне, а ангел, который освобождает во дни антихриста все силы зла на малое время. Ангел под видом звезды отворяет кладезь и оттуда выходит дым, как бы из большой печи и помрачается солнце.
Тут будущее перекликается с прошлым. Имеется в виду падение Денницы, сына зари. Скорей всего это произошло до творения человека. Мы не можем понять, как родилась гордость в сердце ангела, и это правильно. Есть вещи, которых лучше не знать. Для нас это благо.
Гордость родилась в ангельском мире. Денница, по сути, умер как ангел. Он пал с неба, но продолжил существовать, хотя жизнь его уже завершилась. Теперь он питается прахом. Он ползает на чреве по земле и ищет гниль, тлен, грязь и грех. И это его пища. Он радуется не правде и не радуется истине.
Мы живем в мире, где множество людей не радуются истине. У них нет спокойствия, потому что бывший Денница заразил их беспокойством. И вот мы бегаем, ищем, и не понятно, что нам надо, а ведь все рядом. Если смотреть на падение этой звезды, – это изображение того, что было, в актуальности того, что есть. В апокалипсисе таких вещей предостаточно.
Господь дает ему власть над своими созданиями. Если бы Христос не воплотился, человек был бы безоружен. Человек согрешил, и ему надо исправиться, но т.к. он сам этого сделать не мог, Бог стал человеком и в нашем теле совершил победу. Получается, что власть лукавого – это повод к еще большей славе Божьей.
Власть лукавого распространяется над лукавыми людьми и заканчивается она там, где начинается власть Христа. Дьявол боится креста из-за того, что на нем был распят Христос. Он потерял свою силу и ад, над которым владычествовал до времени. Когда отворяется бездна, начинается страшное. Многие художники упражнялись в упражнении слов Апокалипсиса:
И вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. Из дыма вышла саранча на Землю и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
Это некое войско, посылаемое дьяволом, и люди себя делают беззащитными, не имея печати Божьей.
И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божьей на челах своих.
Печать Божья - это, прежде всего, таинство крещения, где ставится печать дара Духа святого, и знак крестного знамения. Поскольку разум живет в голове, необходимо чтобы наши мысли были помазаны верой. Образ мыслей человека – это неотъемлемая печать. Не крещенный человек распахнут для всех влияний, однако крещенный и не практикующий христианскую жизнь более подвержен влиянию темных сил. Он самая драгоценная добыча, и именно он является целью сатаны. Не крещенных сатана победит без труда, но воюет он именно с божьими рабами. Они для него - враги первой важности. Крещенный и маловерующий (теплохладный) – это гораздо более опасное состояние, чем не крещенный.
Иоанн описывает, как вышедшая из бездны саранча приступает к своей работе:
И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпионов, когда ужалит человека.
Андрей Кесарийский говорит, что это бесы. Каждый бес выражает определенную страсть. Любой грех ставит человека перед отверстой могилой. Грех ведет к смерти и несет в себе семена саморазрушения личности. Сегодня, в современных толкованиях, саранча - это военная техника, дроны. Эта казнь саранчой очень похожа на одну из египетских казней из книги Исход.
И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лицо всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле египетской.
Только апокалиптическая саранча, в отличии от Египетской, не ест зелень, а самих людей, причем не до смерти, а мучительно кусает и жалит. И люди от этой беды будут искать смерти, но не найдут ее. Апостол Иоанн описывает их:
По виду своему саранча была подобна коням приготовленным на войну; и на головах у нее как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие; и волосы у ней- как волосы у женщин, а зубы у ней были как у львов.
Женщины покрывают волосы в храме. Когда они перестанут это делать – это будет снятие печати. Женские волосы соблазнительны. Это странное сочетание орудия убийства и элементов соблазна. Соблазн - духовное убийство. Волосы указывают на плотское сладострастие, которое может привести к серьезным последствиям.
Апостол Павел писал, что любой грех человек творит вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Изображение саранчи – указание на то, что страсти незаметно приближаются к нам, и нанося укус, как скорпионы, могут принести смерть человеку.
Цивилизация стремится к двум вещам: она старается быть смертоносной, жесткой, одновременно ласковой, и прелюбодейной. Это странное сочетание. Это подобно библейской Иезавели или Ирадиаде, которые были хороши собой и одновременно злыми.
На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну, у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее было жало.
И власть ей дана вредить людям 5 месяцев.
Нам не известны все подробности, но можно понять это буквально. Это достаточно большой срок – более 150 дней. Впервые в откровении встречается образ пяти (было 7, 12, 144). В откровении часто встречается фраза: «И дано было им…» Это значит, что Господь определяет меру воздействия зла. Он создает ему предел, который оно не может переступить. Этот необходимо для того, чтобы люди смогли покаяться.
Описав воинство саранчи, Апостол Иоанн прямо указывает на их военачальника:
Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
Имя Аваддон во всей Библии появляется достаточно редко, как бы вскользь, но всегда в союзе со смертью. Например, в книге Иова сказано:
Аваддон и смерть говорят…
В притчах Соломона Аваддон и вовсе синоним ада:
Преисподняя и Аваддон открыты.
В переводе с древнееврейского Аваддон – погибель, тление, уничтожение.
Раввины называли Аваддоном самую нижнюю часть ада, а в Апокалипсисе он назван ангелом бездны.
Бесы при встрече Христа говорили;
Зачем Ты раньше времени пришел мучить нас?
Они знали, что скоро их заключат в преисподнюю, и это произошло во время крестных страдании Христа. С момента, когда Христос произносит: «Свершилось», и до дней антихриста, все бесы находятся в преисподней и не могут прямо действовать на Земле, как они действовали до страданий Господа. Когда Адам и Ева поверили змею, они сообщили легитимность злу, а Христос прекратил эту легитимность и заключил зло в глубины ада. Однако в конце они будут освобождены.
Чаще толкователи отождествляли Аваддона с самим дьяволом, а в романе «Мастер и Маргарита» он является демоном войны и смерти. В 19 веке, во времена увлечения всем демоническим, Аваддона даже воспевали:
Царь ее гордой сияет красой,
То Аваддон - ангел бездны земной,
Будут терзать вас и жалить – и вот
Смерть призовете, и смерть не придет;
Пусть же изведает всякая плоть, что испытания хочет Господь. (Афанасий Фет 1883 г.)
Апокалипсис возвращает нас к Богу Библии. Он говорит нам о жестоких вещах, о которых мы забыли. Возникает вопрос: «Кем был устроен всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры и, в конце концов, чьими руками будет вершится апокалипсис»? Конечно Богом. Просто наши взгляды на Бога побеждены Платоном, его идеалистическими фантазиями. Он может выгнать из нашей жизни живого Бога, каким он действительно представлен в жизни.
Всматриваясь в то, как нарастают казни в Апокалипсисе, трудно не увидеть в них попытки Бога достучаться до людей.
Боль – это Божий мегафон, через который Он обращается к оглохшему миру. (К.С. Льюис)
Если бы через счастье, здоровье и богатство люди становились лучше, мир бы был засыпан этими дарами. И у нас в истории были примеры. Люди до потопа жили долго (700-900 лет) и не болели, но при этом по образу жизни они были гнусны. По Библии Бог даже раскаялся, что создал их. Получается, когда у человека все есть и ему за это ничего нет, это не делает его лучше. Если бы люди исправлялись через благо, Бог посылал бы нам благо, но таковых меньшинство. Поэтому большинству посылаются болезни и скорби, через которые люди реально становятся лучше.
Из Апокалипсиса видно, что Бог не позволяет действовать злу дальше отведенных ему границ. Когда шли всадники апокалипсиса, уничтожалось только три четверти живого, когда трубят трубы, уничтожается две трети. Андрей кесарийский, толкуя апокалипсис, утешал нас:
Мы видим, что бедствия, которые тогда наведет Бог, не будут неослабными. Ибо Он, попуская помрачиться только третьей части времени, в остальную, большую часть, продолжает таинственно звать к покаянию.
Шестой ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
В переводе с арамейского Евфрат означает великая река, ее протяженность почти 3000 км. Она протекает по территории современной Турции, Сирии и Ирака. Евфрат упоминается в самом начале Библии, ее воды текли в раю.
Из Эдема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает все землю Хавила. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает все землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр), она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
Именно Евфрат – северо-восточная граница земли обетованной. О ней пишет пророк Давид в 136 псалме, где описан еврейский плен в Вавилоне. Средняя глубина реки 10 метров, а ширина может достигать 500 метров. В этом не простом климате Евфрат становился местом рождения древнейших цивилизаций. Апокалипсис открывает, что и конец миру тоже будет при этой реке.
И освобождены были четыре ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
Освобождение четырех ангелов открывает панораму грандиозного войска
Число конского войска было две тьмы тем; и я слышал число его.
Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные. Головы у коней- как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей.
Не исключено, что это может быть новое оружие. Стоит обратить внимание хотя бы на коптер, который летает, где угодно и может «плеваться», чем хочешь: огнем, фосфором, металлом (снаряды) и распространять биологическое оружие. Когда сделали пулемет Максим, скорость его стрельбы составляла 666 пуль\минуту! И, конечно, такие совпадения не могут быть случайностью. На основании этого уже тогда подумывали об апокалипсисе. Уже тогда считали, что это оружие антихриста.
Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвосте их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.
Говорят, что на войне нет не верующих, но это про нынешнее поколение. В последние времена катаклизмами и войнами люди будут вразумляются мало, и мало кто обратится к Богу. Те, ради кого Господь попустит бедствия, не отзовутся.
Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.
Скорби человеку даются, чтобы снять барьеры к сердцу. Очевидно, что ожесточение определенной части людей будет таково, что самые тяжелые скорби будут им не во спасение. Человек должен быть испытан, но вместо того, чтобы спастись, он становится еще хуже. Он уверен, что Бога нет, и продолжает делать свои беззакония, но Бог был, есть и будет. Люди далеко от истины и их заблуждения к лучшему не приведут. Они не хотят поверить, что созданы Богом, который их любит, и который пострадал за них. Таковые вряд ли покаются и будут только ожесточаться.
И не раскаялись они в убийствах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.
Вглядываясь в растущие потрясения планеты, возникает вопрос: «Зачем это Богу»? Господь отзывается на молитвы святых, которые молят о возмездии за их кровь. Непонятно, почему святые у престола Божьего молят Его о жестокости?
Принято думать, что святые – благостные, а эти души могут пребывать в другом состоянии, и их даже за гробом угнетает попрание истины через пролитие их крови, и неправда после их земной жизни продолжает торжествовать. Один из пророков как-то сказал:
Горе грабителю, которого пока не грабят.
И это правильно. Это осознание правды Божьей, которая должна восторжествовать. Эта правда воспринимается и душами убиенных. Если взять наших новомученников, то они не просто вошли в небесные покои и торжествуют, они переживают о нашем отечестве и заинтересованы в земных делах.
Апокалипсис преимущественно рассказывает о страданиях безбожников, людей, на которых нет печати Бога. Божьи люди защищены. Часто в своей жизни мы видим совсем другие вещи: страдают лучшие люди. Это необходимо для полной святости. Таким образом праведники доводятся до полной «кондиции».
Тайна страданий доходит до максимума не в Апокалипсисе, а на Голгофе. Там страдал Праведник, кающийся грешник и не раскаявшийся. Голгофа – пик темы страданий. Мы понимаем, что не раскаявшийся разбойник страдал, чтобы продолжить свои страдания в другом мире, а покаявшийся страдал, чтобы спасти свою бессмертную душу через Христа, и войти в рай.
Журналист Борис Корчевников
Протоиерей Андрей Ткачев
Протоиерей Олег Стеняев
Профессор, доктор Богословия, Алексей Осипов
Метрополит Павел (Лебедь)
Кандидат Богословия, библеист, Вероника Андросова