Июнь 2022 не перестаёт радовать классными культурными событиями, посвященными религиозному искусству. В Казани проходит биеннале «Слово. Исходный код» (до 30 июня), а в рамках Ярославской биеннале - фестиваль «Просветление» (до 26 июня). Аннушка Искусствоведьма решила взять интервью у участницы обоих проектов – художницы Ольги Шумовой, и поговорить о специфике и путях современного христианского искусства в России.
В твоих работах большое внимание уделяется текстам, шрифтам. У тебя всегда лаконичные композиции. Чувствуется взгляд и подход не только художника, но и дизайнера (в хорошем смысле). Расскажи пожалуйста, как ты пришла к современному религиозному искусству?
Я мотивировалась как раз тем, что исконно русское искусcтво пошло от иконописи и фресок. Это самый древний и в то же время графичный и лаконичный вид искусства. А христианская символика, по сути, тот же логотип. Мне показалось очень важным донести это до современного человека.
У тебя есть какие-то основные художественные ориентиры из истории христианского искусства? Любимые архитектурные, фресковые ансамбли, или иконописцы? Может что-то ещё в этом русле?
Дионисий и все его фрески, аскетичные и лаконичные. Особенно «Распятие» из Павло-Обнорского монастыря. Но не могу назвать его своим ориентиром. Мне очень нравятся художники и дизайнеры Баухауса. Такие как Иоганнес Иттен, Герберт Байер, Вальтер Гропиус.
Художники, занимающиеся современным религиозным искусством до недавнего времени воспринимались как некие маргиналы, ведь для тусовки совриска они в основном чужие, а для тех представителей арт-мира, которые придерживаются академических взглядов - конкуренты и возмутители спокойствия. Скажи, ты чувствуешь, что происходят какие-то изменения в этой сфере? И ещё - ты представляешь кто твои зрители/потенциальные зрители?
Вообще многим людям (и художникам, и зрителям) почему-то трудно воспринимать современные работы на христианские темы, тем более отделенные от канонов церкви. Позитивные изменения в этом русле к счастью есть, но пока не особо значительные. Радует конечно, что появляется все больше почитателей и просто интересующихся людей, которых трогает такое искусство. Это я замечаю по соцсетям и спросу на наши работы. Ты спросила о зрителях… Мои зрители - это достаточно молодые люди, в основном православные христиане. Они тоже стремятся к актуализации христианства и считают, что оно может быть модным и стильным.
Кажется в прошлом году я увидела твои работы в инстаграме психолога и матушки Алины Бабкиной (жена священника Николая Бабкина). Я была с одной стороны приятно удивлена, а с другой задалась вопросом: насколько представителей церкви интересует современное христианское искусство, его качество? Насколько они осведомлены о том, что вот буквально сейчас в этой сфере происходит много интересного? У тебя наверняка есть какие-то наблюдения по этому поводу.
Есть наблюдения, но, к сожалению, они неутешительные. В основной массе даже молодые священнослужители мало интересуются современным сакральным искусством. К счастью, бывают и исключения! Митрополит Иларион и Николай Бабкин тому пример. Хотя действительно, как ты говоришь, много чего в этой сфере происходит и вроде бы интерес нарастает, но как-то медленно. Верю, что в скором времени его будет намного больше!
Чем тебя привлек проект "После иконы", в выставках которого ты участвуешь уже несколько лет? Ты согласна с тезисом куратора проекта, - Антона Беликова, что "христианство смирилось со своей неактуальностью", а официальное христианское искусство превратилось в сакральный дизайн?
Я считаю "После иконы" первым и единственным проектом, в рамках которого были поставлены важнейшие вопросы о том, что представляет собой современное христианское искусство, как воспринимают его зрители, и куда можно двигаться дальше. И это не просто слова. А все остальные подобные проекты - скорее последователи и подражатели. Вообще мне изначально понравилась концепция «После иконы» и то, что в проекте могут участвовать все, кому есть что сказать (это не замкнутая тусовка для своих). Ну да, современное православие похоже на старика, которого очень сложно в чем-то убедить и что-то ему доказать. Но мне кажется что может должно пройти чуть больше времени и смениться несколько поколений…
У тебя много работ, которые как бы предназначены для уличного пространства (и у тебя есть соответствующие визуализации). В реальности ты часто переносишь свои образы на стены домов? И вообще, как ты относишься к религиозному стрит-арту? Я заметила, что многих художников тревожит беззащитность и хрупкость образов, с которыми может случиться что угодно (как минимум, коммунальными службами они официально воспринимаются как вандализм и довольно быстро закрашиваются).
Пока у меня есть только одна работа реализованная в городском пространстве - это "Псалом 26. Господь - свет", которая находится в Одинцово в Трёхгорке. Она легальна, так как была создана в рамках фестиваля Urban Morphogenesis, и потому нет никаких тревог за нее. Вообще к религиозному стрит-арту я отношусь очень положительно. Мой муж – художник Александр Цыпков занимается этим с виртуозностью, и я сама бы с радостью была активна в этой сфере, но здоровье не позволяет.
Как бы ты определила миссию современного художника, занимающегося религиозным искусством?
Миссия современного художника - актуализировать христианство, не уходя в постмодернизм.
Что тебя воодушевляет/вдохновляет?
Вера в Бога и мой муж.
Сейчас в Казани проходит биеннале современного искусства «Слово. Исходный код», и ты участвуешь. Я так поняла, что там акцент сделан именно на шрифтовую визуализацию Слова и соседствуют Кириллица и Арабика. Что ты там показываешь и вообще какие впечатления от выставки?
У меня там «Венец Amen» и круг «Спаси и сохрани». Должны были выставить еще и мой «Ковер-пословицу» специально для Казани, но к сожалению из-за проблем с организацией работа была забыта. На мой взгляд выставка классная. Много интересных татарских художников среди участников. Особенно запомнилась работа Мингазова Айзата - «Чиксезлек». И ещё работа Лиллии Гайновой (кстати именно на её основе я делала дизайн плаката для этой выставки).
Ты также участвуешь в Ярославской биеннале (фестиваль современного искусства «Просветление»). Помню, что ты принимала участие в биеннале Христоцентричного искусства под кураторством того же Гора Чахала. Мне интересно, есть ли какие-то коренные различия между проектом «После иконы» и биеннале Христоцентричного искусства, а также производными от него выставками вроде той, что сейчас в Ярославле?
Выставки биеннале не очень отличны от «После иконы». В основном даже среди участников те же художники. Единственное различие в том, что биеннале поддерживается Московским Союзом Художников. Из-за этого там мелькают такие авторы как Церетелли, а также выставляются работы из собрания «Гильдии храмоздателей»… Само собой, есть ощущение что биеннале официознее нежели «После иконы», и потому там нет какого-то вызова и неординарности. Но это сугубо мое мнение.
Ты выделяешь кого-то из современных художников? Есть кто-то, кто тебе безоговорочно нравится?
Мне скорее нравятся те, кто стоял у истоков современного искусства. Например Малевич. А из дизайнеров и архитекторов конечно Вальтер Гропиус. Если говорить о нашем времени, то мне очень импонирует стрит-арт художник Pasha Wais, а в дизайне студия Артемия Лебедева иногда что-то годное выдает. Но чтобы прямо безоговорочно нравилось что-то… нет такого.
У тебя есть не только религиозные графические работы, но и те, что посвящены каким-то событиям («Мир Война» или работы с поговорками). Ты собираешься активно развивать подобные темы, или все-таки главной останется именно христианская проблематика?
Пока не могу ответить точно, но я пробую, и если оно во мне откликается, я продолжаю с Божьей помощью. Думаю, что в дальнейшем буду разбавлять такими вещами христианский посыл в своих работах.
Ты воцерковленный человек, и потому хочу спросить - что бы ты посоветовала людям, которые стремятся приблизиться к этому образу жизни, но возможно испытывают страх (не всё понимают, мало читали, боятся ошибиться в том или ином действии и тд.). Вопрос конечно наивный, но при этом, увы, не теряющий актуальности.
Начать можно с прочтения Библии и Правил Святых Отцов. Нужно быть увереннее и идти к цели шаг за шагом (но это совет скорее по психологии…). Бог - Всемилостивый и Всепрощающий, но на пути к нему нужно быть готовым к испытаниям.