Найти тему

«Миссия современного художника – актуализировать христианство». Интервью с Ольгой Шумовой.

Июнь 2022 не перестаёт радовать классными культурными событиями, посвященными религиозному искусству. В Казани проходит биеннале «Слово. Исходный код» (до 30 июня), а в рамках Ярославской биеннале - фестиваль «Просветление» (до 26 июня). Аннушка Искусствоведьма решила взять интервью у участницы обоих проектов – художницы Ольги Шумовой, и поговорить о специфике и путях современного христианского искусства в России.

Ольга Шумова "Венец. Amen" (акрил, золото, баллон) 2022 г.
Ольга Шумова "Венец. Amen" (акрил, золото, баллон) 2022 г.

В твоих работах большое внимание уделяется текстам, шрифтам. У тебя всегда лаконичные композиции. Чувствуется взгляд и подход не только художника, но и дизайнера (в хорошем смысле). Расскажи пожалуйста, как ты пришла к современному религиозному искусству?

Я мотивировалась как раз тем, что исконно русское искусcтво пошло от иконописи и фресок. Это самый древний и в то же время графичный и лаконичный вид искусства. А христианская символика, по сути, тот же логотип. Мне показалось очень важным донести это до современного человека.

У тебя есть какие-то основные художественные ориентиры из истории христианского искусства? Любимые архитектурные, фресковые ансамбли, или иконописцы? Может что-то ещё в этом русле?

Дионисий и все его фрески, аскетичные и лаконичные. Особенно «Распятие» из Павло-Обнорского монастыря. Но не могу назвать его своим ориентиром. Мне очень нравятся художники и дизайнеры Баухауса. Такие как Иоганнес Иттен, Герберт Байер, Вальтер Гропиус.

Ольга Шумова
Ольга Шумова

Художники, занимающиеся современным религиозным искусством до недавнего времени воспринимались как некие маргиналы, ведь для тусовки совриска они в основном чужие, а для тех представителей арт-мира, которые придерживаются академических взглядов - конкуренты и возмутители спокойствия. Скажи, ты чувствуешь, что происходят какие-то изменения в этой сфере? И ещё - ты представляешь кто твои зрители/потенциальные зрители?

Вообще многим людям (и художникам, и зрителям) почему-то трудно воспринимать современные работы на христианские темы, тем более отделенные от канонов церкви. Позитивные изменения в этом русле к счастью есть, но пока не особо значительные. Радует конечно, что появляется все больше почитателей и просто интересующихся людей, которых трогает такое искусство. Это я замечаю по соцсетям и спросу на наши работы. Ты спросила о зрителях… Мои зрители - это достаточно молодые люди, в основном православные христиане. Они тоже стремятся к актуализации христианства и считают, что оно может быть модным и стильным.

Ольга Шумова в процессе создания работы "Псалом 26. Господь - свет" в Одинцово (Трёхгорка) 2019 г.
Ольга Шумова в процессе создания работы "Псалом 26. Господь - свет" в Одинцово (Трёхгорка) 2019 г.

Кажется в прошлом году я увидела твои работы в инстаграме психолога и матушки Алины Бабкиной (жена священника Николая Бабкина). Я была с одной стороны приятно удивлена, а с другой задалась вопросом: насколько представителей церкви интересует современное христианское искусство, его качество? Насколько они осведомлены о том, что вот буквально сейчас в этой сфере происходит много интересного? У тебя наверняка есть какие-то наблюдения по этому поводу.

Есть наблюдения, но, к сожалению, они неутешительные. В основной массе даже молодые священнослужители мало интересуются современным сакральным искусством. К счастью, бывают и исключения! Митрополит Иларион и Николай Бабкин тому пример. Хотя действительно, как ты говоришь, много чего в этой сфере происходит и вроде бы интерес нарастает, но как-то медленно. Верю, что в скором времени его будет намного больше!

Ольга Шумова "Псалом 26. Господь - свет" в Одинцово (Трёхгорка) 2019 г.
Ольга Шумова "Псалом 26. Господь - свет" в Одинцово (Трёхгорка) 2019 г.

Чем тебя привлек проект "После иконы", в выставках которого ты участвуешь уже несколько лет? Ты согласна с тезисом куратора проекта, - Антона Беликова, что "христианство смирилось со своей неактуальностью", а официальное христианское искусство превратилось в сакральный дизайн?

Я считаю "После иконы" первым и единственным проектом, в рамках которого были поставлены важнейшие вопросы о том, что представляет собой современное христианское искусство, как воспринимают его зрители, и куда можно двигаться дальше. И это не просто слова. А все остальные подобные проекты - скорее последователи и подражатели. Вообще мне изначально понравилась концепция «После иконы» и то, что в проекте могут участвовать все, кому есть что сказать (это не замкнутая тусовка для своих). Ну да, современное православие похоже на старика, которого очень сложно в чем-то убедить и что-то ему доказать. Но мне кажется что может должно пройти чуть больше времени и смениться несколько поколений…

Ольга Шумова "Херувимская песнь" 2020 г.
Ольга Шумова "Херувимская песнь" 2020 г.

У тебя много работ, которые как бы предназначены для уличного пространства (и у тебя есть соответствующие визуализации). В реальности ты часто переносишь свои образы на стены домов? И вообще, как ты относишься к религиозному стрит-арту? Я заметила, что многих художников тревожит беззащитность и хрупкость образов, с которыми может случиться что угодно (как минимум, коммунальными службами они официально воспринимаются как вандализм и довольно быстро закрашиваются).

Пока у меня есть только одна работа реализованная в городском пространстве - это "Псалом 26. Господь - свет", которая находится в Одинцово в Трёхгорке. Она легальна, так как была создана в рамках фестиваля Urban Morphogenesis, и потому нет никаких тревог за нее. Вообще к религиозному стрит-арту я отношусь очень положительно. Мой муж – художник Александр Цыпков занимается этим с виртуозностью, и я сама бы с радостью была активна в этой сфере, но здоровье не позволяет.

Ольга Шумова "Меч" 2020 г.
Ольга Шумова "Меч" 2020 г.

Как бы ты определила миссию современного художника, занимающегося религиозным искусством?

Миссия современного художника - актуализировать христианство, не уходя в постмодернизм.

Что тебя воодушевляет/вдохновляет?

Вера в Бога и мой муж.

Ольга Шумова "Без названия" 2021 г.
Ольга Шумова "Без названия" 2021 г.

Сейчас в Казани проходит биеннале современного искусства «Слово. Исходный код», и ты участвуешь. Я так поняла, что там акцент сделан именно на шрифтовую визуализацию Слова и соседствуют Кириллица и Арабика. Что ты там показываешь и вообще какие впечатления от выставки?

У меня там «Венец Amen» и круг «Спаси и сохрани». Должны были выставить еще и мой «Ковер-пословицу» специально для Казани, но к сожалению из-за проблем с организацией работа была забыта. На мой взгляд выставка классная. Много интересных татарских художников среди участников. Особенно запомнилась работа Мингазова Айзата - «Чиксезлек». И ещё работа Лиллии Гайновой (кстати именно на её основе я делала дизайн плаката для этой выставки).

Ольга Шумова "Ковёр-пословица" 2022 г.
Ольга Шумова "Ковёр-пословица" 2022 г.

Ты также участвуешь в Ярославской биеннале (фестиваль современного искусства «Просветление»). Помню, что ты принимала участие в биеннале Христоцентричного искусства под кураторством того же Гора Чахала. Мне интересно, есть ли какие-то коренные различия между проектом «После иконы» и биеннале Христоцентричного искусства, а также производными от него выставками вроде той, что сейчас в Ярославле?

Выставки биеннале не очень отличны от «После иконы». В основном даже среди участников те же художники. Единственное различие в том, что биеннале поддерживается Московским Союзом Художников. Из-за этого там мелькают такие авторы как Церетелли, а также выставляются работы из собрания «Гильдии храмоздателей»… Само собой, есть ощущение что биеннале официознее нежели «После иконы», и потому там нет какого-то вызова и неординарности. Но это сугубо мое мнение.

Ольга Шумова "Псалом 7" 2020 г.
Ольга Шумова "Псалом 7" 2020 г.

Ты выделяешь кого-то из современных художников? Есть кто-то, кто тебе безоговорочно нравится?

Мне скорее нравятся те, кто стоял у истоков современного искусства. Например Малевич. А из дизайнеров и архитекторов конечно Вальтер Гропиус. Если говорить о нашем времени, то мне очень импонирует стрит-арт художник Pasha Wais, а в дизайне студия Артемия Лебедева иногда что-то годное выдает. Но чтобы прямо безоговорочно нравилось что-то… нет такого.

Ольга Шумова "Молитва 11, к Ангелу хранителю" 2020 г.
Ольга Шумова "Молитва 11, к Ангелу хранителю" 2020 г.

У тебя есть не только религиозные графические работы, но и те, что посвящены каким-то событиям («Мир Война» или работы с поговорками). Ты собираешься активно развивать подобные темы, или все-таки главной останется именно христианская проблематика?

Пока не могу ответить точно, но я пробую, и если оно во мне откликается, я продолжаю с Божьей помощью. Думаю, что в дальнейшем буду разбавлять такими вещами христианский посыл в своих работах.

Ольга Шумова "Царице моя Преблагая..." 2020 г.
Ольга Шумова "Царице моя Преблагая..." 2020 г.

Ты воцерковленный человек, и потому хочу спросить - что бы ты посоветовала людям, которые стремятся приблизиться к этому образу жизни, но возможно испытывают страх (не всё понимают, мало читали, боятся ошибиться в том или ином действии и тд.). Вопрос конечно наивный, но при этом, увы, не теряющий актуальности.

Начать можно с прочтения Библии и Правил Святых Отцов. Нужно быть увереннее и идти к цели шаг за шагом (но это совет скорее по психологии…). Бог - Всемилостивый и Всепрощающий, но на пути к нему нужно быть готовым к испытаниям.

Ольга Шумова "Прости им, Отец..." 2020 г.
Ольга Шумова "Прости им, Отец..." 2020 г.