Найти в Дзене
AvtoNikola

Почему на советском грузовике МАЗ-525 ездили стоя

Послевоенные годы для советского союза складывались очень непросто. Страну нужно было восстанавливать, а для этого требовалось больше ресурсов. Несмотря на то, что в нашей стране есть практически вся таблица Менделеева, добывать большими объемами (а точнее перевозить большие объемы из мест добычи ресурсов) на тот момент было весьма затруднительно.

Союз остро нуждался в машинах с большой грузоподъемностью. Ведь за 5 лет войны все производство было перенастроено на военные нужды. Поэтому разработка серийного грузовика с большой грузоподъемностью было не просто блажью, а острой необходимостью. Решил поставленную задачу Минский автомобильный завод к 1950 году. В серийное производство пошел МАЗ-525. И это без сомнения стал прорыв грузовом автомобилестроении СССР того времени.

-2

Этот гигант мог перевозить 25 тонн при 14.3 кубических метра кузова. Для сравнения ближайший конкурент ЯАЗ имел всего 8.3 кубических метра. Двигатель стоял под стать габаритам – это был танковый двигатель на 12 цилиндров, который дефорсировали до 300 лошадей. Да, машину трудно назвать быстроходной (30 км/ч макс. скорость), но для поставленных задач этого было достаточно. Но даже при наличии прогрессивных технологий (гидроусилитель руля, дисковое сцепление с гидромуфтой) не обошлось и без не очень хороших особенностей.

-3

Естественно, такая машина просто поглощала топливо без меры. 130 литров на сто километров пути – это экономный вариант. Да, топливо в то время стоило гораздо меньше чем сегодня, но постоянные заправки доставляли много хлопот водителям. Но главная проблема не в этом. Подвеска машины была максимально упрощенная, ось крепилась к раме. Говорить о амортизаторах нет смысла, ведь их просто не было (слишком большой вес и работа в тяжелых условиях). Конечно, между рамой и кузовной частью стояли подушки, плюс колеса были большие (172 см), но это особо не спасало. В итоге в карьере водитель спиной чувствовал каждую глыбу, что приводило к травматизму. Водителям для минимизации проблем приходилось ездить в стоячем положении. Но страну нужно было восстанавливать, поэтому о здоровье водителей никто не беспокоился.