ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОКОНЧАНИЕ
Смута была позади, да время осталось смутным. Не в силах уйти на свободные земли, часть простого люда пошла в разбой. Не было иного выхода у обездоленных людей. Захар был из таких. Его отца, старосту из Серебряного ряда, заманили люди знатного вельможи, убили, а изделия похитили. Пряча концы в воду, мать и сестер извели, дом подожгли. За ним гнались, не догнали. Собрал Захар людей, кому терять нечего, отправились они мстить. С Захаром и встретилась Даша в придорожной харчевне. Поняли они, что одного поля ягоды, и нет им другого пути. Ушла с ватагой Даша, стала жить с Захаром невенчанным союзом.
Прошло несколько лет. Тогда разбойничьи шайки были настоящим бедствием многих мест. Ездить по степным дорогам было опасно. Люди Захара были отчаянными. В основном нищета, голь перекатная, но были и благородного звания. Грабили купеческие обозы, купцов били, порой и до смерти, бросали связанных. Даша участвовала в набегах наравне с мужчинами, была дерзка и отважна. Уважали ее воровские люди. В бою не сробеет, после боя раны омоет, слово утешное скажет. Одной с собой крови ее считали.
Донесла воровская разведка: едет купеческий обоз. Подводы с товаром, охрана небольшая. Налетели всем скопом, с гиканьем и свистом, с копьями, ружьями. А в хвосте обоза карета. В карете женщина с двумя детьми, муж рядом верхом. На мужчине стрелецкое платье с кушаком, на женщине изящная кунья шубка. Решили, видно, с обозом безопаснее будет, да просчитались. Подлетела к карете амазонка с саблей в руке. Глянула в глаза барыне в шубке, оцепенела. Сестра... Вскинул всадник пищаль. Но взлетела на дыбы верная Зима и приняла грудью заряд, что хозяйке причитался. С предсмертным ржанием медленно осела... А мужчины сцепились в последней схватке. Демид - московский стрелец, полуголова, замкомполка по-современному. Такого с кашей не съешь. Но и Захар не уступал. Рослый, крепкий. Оба за свою любовь бились насмерть. Оба пали в смертном бою.
Увела Даша ватагу. Пошли далее по дорогам. Приняла Даша атаманство. Мать своим, враг безжалостный врагам. Грабили богатых, иной раз делились с бедными. Много дорог исколесили. Однажды в схватке с царскими войсками потерпели поражение. Раненная в грудь, упала Даша наземь. Приказ был живой ее привезти. Но сжалился, видно, над ней Господь. Испустила она последний вздох на смертном ложе из травы и земли. Из ватажников мало кто уцелел...
Глаша вернулась к отцу. Сыновья подросли, дядья устроили их на службу. Ушла Глаша в монастырь, вновь занялась кружевоплетением. К старости совсем ослепла. До последнего вздоха сестру вспоминала. Вину свою чуяла, каялась. Они же одной крови...