Найти тему
Сергей Петров

Раннее распространение зороастризма 1

Помимо религиозных войн, о которых вскользь упоминают Гаты и более подробно рассказывают позднейшие источники, с самого начала зороастризма средством его распространения была мирная проповедь. Древнее дополнение к «Ясне семи глав», написанное на гатическом наречии, заявляет: «Мы чтим возвращение жрецов (атраванов) из дальних стран, где ищут Истины» (athaurunãmcâ paitî-ajãthrem ýazamaidê ýôi yeyã dûrât ashô-îshô dah'yunãm) (Ясна 42.6).

В Гатах отсутствуют какие-либо этнические или географические названия. Самым ранним авестийским текстом, упоминающим такие названия и тем самым позволяющим проследить распространение зороастризма, является Фравардин-яшт, который содержит, в частности, огромный список имён ранних приверженцев веры Заратуштры. При этом о большинстве из них не сообщается ничего конкретного, и лишь о некоторых приводятся крайне скупые дополнительные сведения.

Так, в стихах 125 и 127 при перечислении нескольких праведников сообщаются, что они проживают в странах Мужа, Раождья, Танья, Ангхви и Апахшира. Эти страны не упоминаются ни в каких иных источниках, включая греческие и персидские тексты VI-IV вв. до н.э., касающиеся восточноиранских земель. Отсюда можно сделать предположение, что ко времени составления данных текстов память об этих странах уже стёрлась, т.е. что их упоминание в Фравардин-яште должно восходить к гораздо более древней эпохе.

В стихах 143-144 Фравардин-яшта упоминаются ещё несколько народов, среди которых ко времени составления этого текста распространилась зороастрийская религия:

airyanãm dah'yunãm narãm ashaonô fravashîm ýazamaide airyanãm dah'yunãm nâirinãm ashaoninãm fravashayô ýazamaide

Фраваши праведных мужей из стран ариев мы почитаем. Фраваши праведных жён из стран ариев мы почитаем.

tûiryanãm dah'yunãm narãm ashaonô fravashîm ýazamaide tûiryanãm dah'yunãm nâirinãm ashaoninãm fravashayô ýazamaide

Фраваши праведных мужей из стран туриев мы почитаем. Фраваши праведных жён из стран туриев мы почитаем.

sairimanãm dah'yunãm narãm ashaonãm fravashayô ýazamaide sairimanãm dah'yunãm nâirinãm ashaoninãm fravashayô ýazamaide

Фраваши праведных мужей из стран саирим мы почитаем. Фраваши праведных жён из стран саирим мы почитаем.

sâininãm dah'yunãm narãm ashaonãm fravashayô ýazamaide sâininãm dah'yunãm nâirinãm ashaoninãm fravashayô ýazamaide

Фраваши праведных мужей из стран саиньев мы почитаем. Фраваши праведных жён из стран саиньев мы почитаем.

dâhînãm dah'yunãm narãm ashaonãm fravashayô ýazamaide dâhînãm dah'yunãm nâirinãm ashaoninãm fravashayô ýazamaide

Фраваши праведных мужей из стран дахьев мы почитаем. Фраваши праведных жён из стран дахьев мы почитаем.

(Фравардин-яшт, 143-144)

Под ариями здесь должен пониматься собственный народ Заратуштры. Из других четырёх народов в саиримах и дахьях можно узнать хорошо известных по более поздним источникам сарматов и дахов. Последние были кочевыми северными иранцами, а турии и саиньи должны были быть их родственниками. Фравардин-яшт не упоминает ни один из этнонимов юго-восточных иранцев, встречающихся в более поздних частях Авесты. Он представляет картину ранней зороастрийской проповеди, которая происходит в северных областях иранского мира.

См. тж.: https://ridero.ru/books/kon_koleso_i_kolesnica/