Википедия, Linux или Youtube до его монетизации держались на людях, выполняющих творческую и трудоёмкую работу, потому что люди по своей природе творческие существа.
Но на самом деле, люди даже часто сами платят за привилегию заниматься творчеством. И наоборот, люди, которые «творят» только ради прибыли, производят посредственный мусор. Просто включите FM-радио и вы услышите мусор, который производится, чтобы получить прибыль...
Люди создают новые идеи и произведения искусства, а не экономические системы. Дети любят рисовать, раскрашивать и играть. Им ничего не платят. Они делают что-то, потому что творчество само по себе является наградой.
Это справедливо и в отношении предпринимательства и бизнеса. Создание нового бизнеса и его развитие, чтобы он стал самоокупаемым, — это акт творчества. Но учредителей затем вытесняют инвесторы-активисты, которые заботятся только о максимизации прибыли. До того как Ларри Пейдж и Сергей Брин ушли из Google, это была очень инновационная компания. Она сосредотачивалась на сложных задачах, сопряженных с высоким риском и высокой отдачей. «Не будь злым» — неофициальный девиз компании.
Однажды на ежегодном собрании акционеров, когда Ларри Пейдж обсуждал некоторые вопросы, над которыми работала компания, крупным акционерам разрешили задавать вопросы. Наверное, мы все стали немного глупее после того, как столкнулись с тем, что последовало за этим. Одним из крупных инвесторов был парень, который ранее открыл несколько продуктовых магазинов, или автосалонов, или что-то в этом роде. Но вместо того, чтобы задать конкретный вопрос, он тратил своё время на разглагольствования о том, что «инвесторы здесь только для того, чтобы делать деньги» и что «он не субсидирует легкомысленные идеи». Хотя всегда будут люди, для которых ориентация на прибыль превыше всего — это смерть будущих инноваций для любой компании.
Мифология классической экономики состоит в том, что погоня за прибылью вдохновляет капитал на финансирование разработки новых идей. Но на самом деле капитал сильно противится новым идеям. Новые идеи весьма склонны к провалам. А там, где они вдруг преуспевают, они представляют угрозу для уже глубоко укоренившихся бизнес-моделей, которые являются субъектами с наибольшим капиталом.
Инновации, производимые на поздних стадиях накопления капитала — это оптимизации, которые не приносят пользы никому, кроме самого капитала.
Больше всего капитал инвестирует в инновации с предсказуемыми результатами. Например, если мы внесем какое-то улучшение в такой-то и такой-то процесс, это повысит прибыльность на столько-то процентов. Там, где доход от инвестиций легко поддаётся расчёту, легко обосновать и необходимость инвестиций. Таким образом вы устраняете неэффективность, которая может быть следствием работы человека, а может и не быть, а компания зарабатывает больше денег для её владельцев.
Частные инвестиционные компании покупают предприятия, продают свои активы, увольняют своих сотрудников, платят себе огромные гонорары за управление из денег, которые они только что собрали, а затем находят покупателя на теперь уже едва прибыльную оболочку самих себя. Это и есть то самое «развитие новых идей», как оно на самом деле практикуется при капитализме...