Одно время, фильм был очень на слуху, и мне стало любопытно, я решил ознакомиться. Долгое время меня останавливал скепсис, потому что, судя по обзорам Бэд Комедиана, хорошее российское кино - товар штучный, и нужно очень постараться, чтобы попасть на тот образец кинотоврчества, когда и самим творцам не всё равно (они творят, а не делают продукт), и спонсорам. Справедливости ради, хороших отечественных фильмов, в принципе, много… Правда, попадаются они, скажем так, нечасто. Что жаль.
Настороженное отношение к "Майору" было обусловлено тем, что это супергероика с закосом на "западные образчики" супергеройских фильмов. А когда ты просто копируешь образец в стиле "наш ответ…" то, в этом случае так же сложно создать нечто хорошее. Потому что ты не творишь, ты именно что отвечаешь. А это весьма существенно сужает внутреннюю свободу и подрезает крылья творческому порыву. Поэтому и "Майора" я включал на свой страх и риск. И знаете что? Я не разочаровался! Но обо всём по порядку.
Фильм рассказывает о буднях петербуржского оперативника, майора Игоря Грома, который по мере сил сражается с преступностью любыми доступными ему методами. Это один из лучших оперативников города, и на этот раз, ему придётся столкнуться с по-настоящему страшным врагом. Это таинственный и загадочный Чумной Доктор, который бескомпромиссно и безжалостно вершит своё правосудие.
Сюжет простой и незамысловатый, но тем не менее, он чёткий, ясный, структурированный, помогающий раскрыть и понять персонажей, их конфликты, мотивы и стремления. Что помогает прочувствовать и сопереживать героям.
Главный герой, Игорь Гром, представляет собой архетип героя-вигиланта. Героя, сражающегося за справедливость, но уже давно не верящего в то, что добиться её можно с помощью социальных институтов. Он видит, насколько они прогнили, насколько пропитались человеческой подлостью, жадностью. Он видит, что судей можно купить, что за определённую сумму денег, закон будет закрывать глаза на преступления высокопоставленных должностных лиц, и просто тех, кто пользуется своим влиянием, или может занести куда надо необходимую сумму, чтобы прикрыть свои тёмные делишки, прикрыть оборзевших отпрысков, или провернуть незаконную сделку, чтобы обогатиться ещё больше. Герой всё это прекрасно видит, его от всего этого воротит, и он прекрасно знает, что бороться с этим "честными и законными" методами бессмысленно. В таком случае, зло всё равно останется безнаказанным. Этим майор Гром неудобен. За это его часто порицают коллеги, а начальство скрежещет зубами. Герой ходит по очень тонкой грани, которая отделяет его самого от преступника. И, тем не менее, он эту грань не пересекает. Потому что, это его суть, и это его принципы. Его мрачноватый, жёсткий, но всё же, гуманизм. Майор Гром нелюдим. Он стремится оттолкнуть людей от себя, и является убеждённым одиночкой. Но, это оказывается маской, за которой скрывается человек, отчаявшийся найти родственную душу, но страстно желающий этого. По мере развития героя, он учится открываться людям, доверять и дружить.
Зеркалом Героя в фильме, на наш взгляд, является антагонист, Чумной Доктор. Его философия - общество давно и очень тяжело больно, а он сам есть лекарство. Чумной Доктор в фильме не является карикатурным злодеем, злым просто потому что он злодей. Он является теневым отражением самого майора Грома. С точно таким же обострённым чувством справедливости и негодования по отношению к тому, что зло (в виде продажных судей и чиновников, озверевших от безнаказанности богатых "хозяев жизни" и т.д.) остаётся безнаказанным. Что оно может откупиться, сыграв на человеческой жадности, или иных слабостях. Видя всё это, он начинает свой Крестовый Поход против несправедливости, и он, в отличие от Грома, не собирается останавливаться ни перед какими гранями - для него гуманизм по отношению к творящим зло и несправедливость просто вреден. Он вознамерился уничтожить всё зло и несправедливость под самый корень - и для него не существует ни оправданий, ни смягчающих обстоятельств. Он безжалостен не только к самому творящему зло, но и к членам его семьи, не взирая ни на пол, ни на возраст. И именно эта его бескомпромиссность. Именно эта несгибаемость и привлекла под его крылья множество сторонников. Но стал ли он лидером в самом полном смысле этого слова? Заботился ли он о людях? Или для него люди - это пешки в его собственной вендетте, которых он готов бросить в огонь, не раздумывая, и не терзаясь моральными дилеммами? Образ этого антагониста примечателен тем, что он ещё раз даёт возможность задуматься, что сражаясь со злом, безоглядно, фанатично, можно самому превратиться в чудовище. И очень сложно будет потом найти путь обратно к своей человечности.
Так же, интересными персонажами являются и друзья майора.
Дмитрий Дубин - молодой стажёр, полный идеалов, рвущийся служить и защищать. По-началу, он раздражает героя, но постепенно, он проникается к нему симпатией, и понимает, что во многом, он прав, и идеалистичность Дубина является не его слабостью, а силой. Так же и молодой Дубин, вместе со своим "старшим коллегой", постигает жизнь и учится воспринимать её во всех её проявлениях.
Журналистка Юлия Пчёлкина - так же, появляется как хитрая, умная (безусловно, очень красивая)))), но беспринципная и циничная. Она ценит свою работу и безжалостно обличает всех, обнажая самые сокровенные пороки людей. Несмотря на это, она так же стремится к справедливости и желает исправить мир вокруг себя в меру своих сил и возможностей. Встретившись с майором, он так же постепенно начинает учиться сопереживать, думать не только о карьере и работе. И видеть за материалом живых людей.
Что касается картинки, то она красива. Она, конечно, полна заимстовованных образов из старых супергеройских фильмов, но, всё же, чувствоется в ней нечто, что отличает от них. Что-то…своё, что привнесли создатели фильма. Возможно, дело в панорамах Петербурга, его особой атмосферы…
Тема дружбы, товарищества и взаимовыручки так же особо отмечена в фильме. Мягко, но настойчиво преподносится мысль о том, что без соратников и товарищей, победить очень сложно.
Вообще, фильм ненавязчиво и непретенциозно поднимает серьёзные вопросы: об идеях, принципах, человечности и том, в каком соотношении они должны быть, чтобы люди, наконец, зажили счастливо… Что для этого нужно? Что нужно, чтобы преодолеть социальное зло?
На наш взгляд, фильм говорит нам о том, что социальное зло намного глубже. И оно не сосредоточено во всех этих гротескных Гречкиных, банкиршах, и прочих сильных мира сего. Они - суть, порождения этого зла, симптомы болезни, гнездящийся в глубинах общества в целом, и людей в частности. И, на наш взгляд, самым ценным в идее фильма является то, что авторы показывают, что это зло люди вполне в состоянии преодолеть. Вопрос только в том, что они выберут.
В общем, фильм понравился.