Найти тему
Невино, Недомино

Классика мировой фантастики, которую вы вряд ли смотрели

Оглавление

Если вам надоели бесконечные «Звёздные войны» и «Стражи Галактики» и хочется настоящей научной фантастики, неподвластной времени, эти фильмы для вас.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.

«Запретная планета» (Forbidden Planet, 1956)

Один из первых фильмов, показавших зрителям межзвёздное путешествие, далёкую планету и человекоподобного робота, представляет собой изысканную научно-фантастическую историю, которая прекрасно смотрится и сегодня. В основе сюжета лежат классические фабулы о поисках пропавшей экспедиции и о контакте с наследием древней цивилизации, намного более развитой, чем земная. При этом «фрейдистская» развязка истории неожиданна и очень оригинальна.

«Чёрная дыра» (The Black Hole, 1979)

Вышедшая через четверть века после предыдущего фильма из списка «Чёрная дыра» использует схожую фабулу. Космический корабль с Земли здесь тоже натыкается на давно пропавшую экспедицию, возглавляемую очередным «сумасшедшим учёным». В фильме тоже есть роботы и мрачный поворот сюжета, когда научно-техническая идиллия оборачивается не самой радужной стороной. Просмотр этих двух картин позволяет наглядно оценить развитие голливудской фантастики за двадцать с лишним лет.

Однако диснеевская лента хороша и сама по себе. Не зря Кристофер Нолан причисляет её к своим любимым фильмам, и если вам нравится «Интерстеллар», то вы оцените, как много его создатель почерпнул в этой безусловной классике.

«Штамм Андромеда» (The Andromeda Strain, 1971)

Экранизация романа Майкла Крайтона (впоследствии прославившегося как автор «Парка Юрского периода»), выполненная оскароносным режиссёром Робертом Уайзом, представляет собой образец научной фантастики в самом строгом смысле слова. Обычно этот жанр для «перчинки» смешивают с боевиком, триллером или ещё чем-нибудь, но в случае «Штамма Андромеда» перед нами история о борьбе земных учёных с инопланетным вирусом, не отвлекающаяся ни на что другое (для сравнения представьте, что в «Заражение» Содерберга добавили внеземной элемент). Благодаря этому картина смотрится свежо, реалистично и очень впечатляюще.

«Молчаливое бегство» (Silent Running, 1972)

Как и предыдущий фильм из списка, эта картина исследует проблему, крайне злободневную в наши дни: если в «Штамме Андромеда» речь шла о вирусе, то в «Молчаливом бегстве» поднимается экологическая тематика.

Главный герой по имени Фримен (молодой Брюс Дерн) вместе с тремя коллегами дежурит на космическом корабле, где в специальных биокуполах содержатся образцы земной флоры и фауны. Цель миссии: сохранение биологического разнообразия, в то время как на Земле происходит что-то неладное с экологией. И вот экипаж получает приказ избавиться от ценного груза. Однако Фримена, прикипевшего душой к растениям и зверушкам, такой конец миссии не устраивает.

Если злободневность «Штамма Андромеда» носит социальный характер, то режиссёрский дебют мастера спецэффектов Дугласа Трамбалла — ода индивидуализму, заставляющему человека идти против себе подобных ради сохранения того, что он считает более важным (в этом смысле фильм можно рассматривать как далёкую предтечу «Аватара»).

«Планета бурь» (1961)

Чтобы не принижать отечественную фантастику, вспомним и о легендарном фильме полузабытого гения советского кино Павла Клушанцева. По своему историческому значению сравниться с «Планетой бурь» в этом списке может только «Запретная планета», вышедшая пятью годами ранее.

На родине картину Клушанцева не очень-то оценили, а вот на Западе она оказала большое влияние на талантливых кинематографистов: отголоски фильма о путешествии советских космонавтов на Венеру можно встретить и в «Космической одиссее» Кубрика, и в «Звёздных войнах» Лукаса, а в середине 90-х на встречу с режиссёром в Россию приезжал автор спецэффектов для второго «Терминатора» Роберт Скотак. Что неудивительно, ведь самая эффектная сцена фильма Джеймса Кэмерона явно вдохновлена «Планетой бурь»: