Найти в Дзене
Минутка историй

Пощёчина, за которой следует дуэль

Оглавление

Дуэль была опасным, ритуализированным ответом на реальную (или предполагаемую) обиду. Это также могло быть средством доказательства своего социального и экономического капитала.

На протяжении сотен лет что-то вроде ссоры Криса Рока и Уилла Смита на церемонии вручения премии "Оскар" вполне могло закончиться дуэлью. Это были высоко кодифицированные, ритуализированные акты насилия один на один между аристократами (а затем и представителями высшего среднего класса), которые должны были удовлетворить споры о личной чести. Кодекс дуэлей также должен был сдерживать удар (месть, вендетту) со стороны семьи и социальных сверстников - если ваш человек был убит, что ж, таков порядок работы кодекса, и на этом все должно было закончиться.

На дуэли участников сопровождали их "секунданты", посредники, которые договаривались об условиях дуэли, если не могли привести стороны к мирному решению. (В 1842 году Авраам Линкольн и Джеймс Шилдс встретились для дуэли, но вместо того, чтобы приступить к ней, взаимно объявили перемирие. Это было вполне приемлемо.) Обычно дуэлянты встречались в уединенном месте - поскольку дуэли часто были незаконными, хотя законы редко соблюдались для тех классов, для которых они были приемлемы, - и мужчины сталкивались друг с другом на шпагах и/или ножах, а затем, позднее, с пистолетами.

Дуэли не обязательно заканчивались смертью, но такая угроза, безусловно, существовала. И русский поэт Александр Пушкин, и американский политик Александр Гамильтон были уже хорошо известны, когда их убили на дуэли. (За три года до того, как он был убит Аароном Берром, сын Гамильтона Филипп был убит на дуэли). Эндрю Джексон, прежде чем стать президентом, похоже, вступал в дуэль по первому требованию, по одной из оценок, он дуэлировал более ста раз, убив, по крайней мере, одного человека и получив при этом несколько пуль.

-2

Дуэли обычно считались делом чести. Но что это вообще значит?

Отбежав на десять шагов, развернувшись и выстрелив своими теориями, две разные пары экономистов используют экономические рамки для объяснения дуэли с учетом наших современных представлений.

Дуглас В. Аллен и Клайд Г. Рид утверждают, что дуэль была "отсеивающим устройством, разделяющим людей в мире, где доверие было важным механизмом для поддержания политических обменов между небольшим правящим классом". Дуэли "отсеивали маргинальных аристократов, которые не инвестировали в ненаблюдаемый социальный капитал - инвестиции, которые представляли собой связь, гарантирующую эффективность в управлении государством".

В мире личного покровительства социальный капитал - "неотъемлемый актив, создающий ценность благодаря связям с другими людьми" - был тем, на чем покровители основывали свое доверие к союзникам. Игра по кодексу дуэли означала надежность в "самонавязанных политических сделках". Дуэль сама по себе была классовой полицией. В модели Аллена и Рида рост профессиональной бюрократии сделал дуэли бессмысленными: государственная служба положила им конец.

-3

Кристофер Г. Кингстон и Роберт Э. Райт утверждают, что дуэли были способом доказательства кредитоспособности через характер в неформальном мире личного кредитования. "Дуэли процветали там и тогда, где кредитные рынки были непрозрачными и носили сугубо личный характер, как в ранней современной Европе, колониальной Америке, на Юге в эпоху антебеллумов (период истории страны, народа или региона до некоего грандиозного события или потрясения, вызванного крупномасштабными событиями военного характера), в Мексике конца XIX века и в современном сельском Парагвае". Когда все, что у вас есть, это ваша честь джентльмена, вы должны постоянно доказывать ее. "Поэтому посягательство на честь человека было не пустяковым делом, а скорее серьезной угрозой для его бизнеса и благополучия его семьи".

Как только кредит стал обезличенным и формальным, дуэли ушли в прошлое. В данном случае именно банкиры делают дуэли ненужными. "Тем, кто привык получать банковские кредиты, рисковать жизнью и конечностями, чтобы восстановить свой кредит, кажется абсурдным. Для тех, кто привык к частным кредитным рынкам, не защищать свою честь было абсурдом".

Обе эти пары экономистов подчеркивают, что дуэли, какими бы странными они ни казались нам сейчас, в свое время имели рациональную основу.

Буду рад вашему лайку, комментарию и подписке, мне важно знать ваше мнение.