На территории Большемуртинского района Красноярского края сейчас 38 деревень, сел, поселков. А было 108! Только вокруг села Таловка в семидесятых - восьмидесятых годах двадцатого века исчезли такие деревни как Листвянка, Заплывино, Шариково, Токаревка, Боровик, Базан и другие.
Деревня Анисимовка располагалась на возвышенности среди лесов рядом с речушкой Бобровка. Заселять эти места стали в 1924-25 годах переселенцы из европейской части России. Раиса Александровна Бауэр (в девичестве Старшова): «Приехали мы семьёй из Россеи в 1927 году. Тогда стояли только два дома. Приехали потому, что здесь сколько хочешь сено коси, дрова заготавливай, хлеб выращивай. А где раньше жили, с этим туго было. Деревня была красивая: вокруг цветущие поляны, лес, много черемухи. А воздух какой, не надышишься!»
Приехали сюда Тарабаркины, Алексеевы, Павловы, Назаркины, Марковы... Почти все многодетные. В основном русские и чуваши. Скот разводили, держали пчёл, выращивали овес, пшеницу, картофель... Из конопли ткали холст. Работали с восхода до заката. Вечерами при керосиновой лампе женщины пряли пряжу, вязали, ткали, вышивали. Электричество в деревню провели только в 1953 году.
В 1933 году возник колхоз «Трудовая артель». Р.А. Бауэр: «Почти всё, что у нас было, отдали в колхоз. Работали за трудодни. Полеглой пшеницы нужно было сжать двенадцать соток, а такой – двадцать пять. Стало легче с появлением жнейки. В неё запрягали трёх лошадей и косили пшеницу рядами, а женщины вязали снопы. Трудиться начинали рано – в 13-14 лет уже работали в колхозе».
Школы в деревне не было. Зато появился ликбез. В 50-е годы в соседней деревне Шариково открыли начальную школу. Дети ходили по дороге через лес два-три километра. С пятого класса учились и «квартировали» в селе Таловка.
Не было в Анисимовке ни клуба, ни магазина. Ходили за продуктами в соседнюю деревню, иногда автолавка приезжала. Летом раз – два в месяц привозили кино и показывали на улице. На танцы молодежь шла в клуб в Шариково.
В 50 – 60 годы в деревне почти тридцать дворов. Жили люди дружно и весело. Л.В. Петрова: «Днем работали, а вечером мужики вместе с детьми играли в городки, выжигало, лапту, и другие игры. Малышню прогоняли, чтобы не путались под ногами». Праздники отмечали всей деревней. Анисимовский парень Долгов Михаила очень красиво играл на гармони.
1941 год пришел с бедою. Р.А. Бауэр: «В деревню приехали военные и сказали, что война началась! Пошли на фронт отцы и братья. Девушки дарили своим возлюбленным вышитые полотенца, что означало, что будут ждать их с войны. В деревне остались женщины, да дети с стариками. Без мужчин было трудно. Работали много: пахали, сеяли, убирали урожай. Я на конях с другими женщинами возила хлеб на зерноток в Юксеево. И в мороз, и в дождь везли, зимой часто на дороге волки встречались. Хоть и тяжело было, но все понимали, что работаем, чтобы помочь нашим солдатам на фронте».
После тяжелой работы молодежь собиралась то в одном, то в другом доме. Кавалеров всех на фронт забрали, поэтому танцевали девушки друг с другом «Четверку», «Сербиянку», «Саратовку». Когда объявили Победу, от радости плакали все – и те, чьи родные не вернулись, и те, кто дождался своих с фронта.
Из двадцати трех дворов в тринадцать пришли похоронки. Когда приходила похоронка, плакали всей деревней. Огромная радость была для тех, чьи мужчины вернулись. У самой Раисы Александровны старший брат прошел всю войну, а младший скончался в госпитале от ран.
В 1957 году колхозы стали укрупнять. Детей и молодежи в Анисимовке стало больше, но в деревне не построили ни клуб, ни больницу, школу не открыли. Люди стали покидать родную деревеньку. Сейчас там пустырь, дорога заросла – не проехать.
С исчезновением Анисимовки ушла в небытие и память о людях, живших там. Когда-то там кипела жизнь, жили люди, радовались. А сейчас пустота…