Вы настроены на рыбу, и ваш официант предлагает блюдо из инвазивного карпа. Угу, можно сказать. А как насчет жареного копи, свежевыловленного из реки Миссисипи?
Вот в чем загвоздка: это одно и то же.
В среду Иллинойс и партнерские организации запустили проверенную рынком кампанию по переименованию в «copi» четырех видов, ранее известных как азиатский карп, в надежде, что новая этикетка сделает их более привлекательными для потребителей в США.
Превращение карпа в популярный предмет домашнего и ресторанного меню — это один из способов, которым власти надеются обуздать десятилетнее вторжение, угрожающее местной рыбе, мидиям и водным растениям в Миссисипи и других реках Среднего Запада, а также в Великих озерах.
«Название «карп» настолько резкое, что люди даже не хотят его пробовать», — сказал Кевин Айронс, помощник начальника отдела рыболовства в Департаменте природных ресурсов штата Иллинойс. «Но он здоровый, чистый и действительно чертовски вкусный».
Федеральная инициатива по восстановлению Великих озер финансирует пятилетний проект стоимостью 600 000 долларов США по ребрендингу карпа и обеспечению его широкой доступности. Подписались более двух десятков дистрибьюторов, переработчиков, ресторанов и розничных продавцов. Большинство из них находятся в Иллинойсе, но некоторые доставляются в несколько штатов или по всей стране.
«Это может стать огромным прорывом», — сказал Джон Госс, руководивший усилиями администрации Обамы по остановке вторжения карпа и работавший над проектом переименования. «Следующие пару лет очень важны для укрепления доверия и признания».
Span, чикагская коммуникационная дизайнерская компания, придумала слово «copi». Это сокращенная игра слов «обильный» — отсылка к бурно развивающейся популяции пестрого, белого, травяного и черного амура в центральной части США.
Завезенные из Азии в 1960-70-х годах, чтобы поедать водоросли из канализационных лагун и рыбных ферм Глубокого Юга, они сбежали в Миссисипи. Они заполонили большую часть реки и многие притоки, вытеснив местные виды, такие как окунь и краппи.
Регулирующие органы потратили более 600 миллионов долларов, чтобы не допустить их к Великим озерам и водам, таким как озеро Баркли на линии Кентукки-Теннесси. Стратегии включают установку электрических барьеров в точках входа и наем бригад для лова рыбы для таких продуктов, как удобрения и корм для домашних животных. Другие технологии — подводные шумоглушители, воздушно-пузырьковые завесы — находятся в разработке.
«Одни государственные субсидии не положат конец этой войне», — сказал Госс. «Нашей главной надеждой может стать рыночный спрос на копи со стороны частного сектора».
В США карп известен в первую очередь тем, что питается донным кормом с мутным вкусом. Пестрые толстолобики живут выше в толще воды, питаясь водорослями и планктоном. Белый амур питается водными растениями, а черный амур предпочитает мидий и улиток. По словам Айронса, все четыре продукта содержат большое количество омега-3 жирных кислот и низкое содержание ртути и других загрязняющих веществ.
«У него приятный мягкий вкус… приятный сюрприз, который должен помочь исправить его репутацию», — сказал Брайан Юпитер, шеф-повар из Чикаго, который планирует предложить сэндвич с копи-по-бой в своей таверне Ina Mae Tavern. По его словам, рыбу можно приспособить к многочисленным кухням, включая каджунскую, азиатскую и латинскую.
Тем не менее, это может быть трудно продать, особенно потому, что печально известная костистость рыбы затрудняет производство филе, которое ожидают многие посетители, добавил Юпитер. По его словам, в некоторых из лучших рецептов может использоваться нарезанная или молотая копи.
Дирк и Терри Фучик, владельцы магазина Dirk's Fish and Gourmet Shop в Чикаго, рассказали, что уже много лет продают гамбургеры из карпа и предлагают фрикадельки из карпа, тако и другие блюда.
По словам Айронса, исследователи Span рассмотрели множество названий, в том числе «баттерфин», прежде чем остановились на «копи». По его словам, это звучало броско, немного экзотично и даже весело.
По словам директора по дизайну Ника Адама, Span провел опросы, интервью и встречи фокус-групп с более чем 350 жителями Иллинойса.
Следующий шаг: получение одобрения от федерального Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, которое говорит, что «придуманные или причудливые» этикетки для рыбы могут использоваться, если они не вводят в заблуждение или не сбивают с толку. Знакомый пример — «slimehead», который стал хитом после того, как его рыночное прозвище было изменено на «оранжевый грубиян».
Иллинойс также планирует зарегистрировать торговую марку «copi», что позволит отраслевым группам разработать процедуры контроля качества, сказал Айронс.
Другие регулирующие органы и научные группы имеют свою собственную политику и могут не перейти на нее.
У Американского общества ихтиологов и герпетологов и Американского общества рыболовства есть комитет, который перечисляет названия рыб, включая научные названия на латыни и давно принятые общепринятые названия. Комиссия никогда не использовала «азиатский карп» в качестве общего термина для инвазивных видов.