О том, что «плохая» Единая Россия отклонила законопроект о повышении заработной платы учителям, внесенный «хорошей» КПРФ, не написал только ленивый. Исправляюсь – пишу.
А теперь серьезно. Вы, мои постоянные читатели, уже привыкли к тому, что я выступаю против популистских заявлений и непродуманных предложений. Давайте попробуем разобраться, а был ли у этого законопроекта, официально звучащего так: «О внесении изменения в главу 52 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления минимального размера базовой ставки заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций» шанс пройти хотя бы первое чтение?
Начну от «печки». Крикуны и позеры, пытающиеся пиариться или добиться каких-то преференций на базе проблем, имеющихся в нашем образовании, на самом деле совсем не заинтересованы в том, чтобы решать хоть какие-то проблемы – хайпануть, как говорит современная молодежь, – пожалуйста, а вот решить – нет. Среди этой огромной толпы людей, якобы разбирающихся в вопросах школьного образования кого только нет: и ученые, и политики, и сыновья замечательных родителей, и конечно же, чиновники – всех мастей и рангов. Даже учителя встречаются, ну те, которые в школе последний раз лет 15 назад были. Все шумят, кричат, поднимают пену – создают информационный шум. Некоторые грустно констатируют – нас не слышат. Другие радостно кричат – вот власть ничего делать не собирается! Третьи просто отрабатывают заказ «образовательных чиновников». И каждый занят «собой любимым». На реальные проблемы школы и учителей им на самом деле глубоко наплевать. С таким же успехом они могли бы заняться другой какой-нибудь сферой… но вот получилось с образованием.
Общаясь с такими фигурами, пытаешься объяснить им, что образование не любит «нахрап», что изменения в системе возможны только постепенные и, извините за тавтологию, системные. Но им, к сожалению, это не интересно. Системно – это значит надо много работать, а они не привыкли. А когда на государственном уровне предлагается что-то не до конца продуманное, не показывается, как это будет реализовываться, то естественно, это заворачивается, и обижаться можно только на себя. Или опять-таки заниматься хайпом на том, что вот посмотрите – какие кругом «каки».
Я уже неоднократно писал о зарплате педагогов и в своей книге, и в статьях. Разбирал различные варианты решения этого вопроса. И постоянно подчеркивал одну базовую вещь – пока зарплата учителей находится в ведении муниципалитетов или регионов, ни о каком реальном ее повышении говорить не приходится. На этом уровне средств на повышение просто нет (я не беру богатые регионы). Естественно, любой чиновник или депутат, разбирающийся в финансовой системе, будет давать отрицательный отзыв на такие предложения.
Когда смотришь на список тех, кто вносил законопроект, то становится удивительно, что такие опытные политики как Г.А. Зюганов, И.И. Мельников, В.И. Кашин, Н.В. Коломейцев, О.Н. Смолин, В.А. Агаев, А.Н. Некрасов и другие вдруг забыли такие простые вещи. Каждый из них не первый созыв работает в Государственной Думе и не мог не знать, что отзыв на законопроект будет отрицательный, так как нет механизма реализации этого законопроекта, не прописаны изменения в другие законодательные акты и так далее. Например то, что я предлагал в своей статье, скажем, пункты 6, 7 и 8. То есть сначала необходимо передать школы, как минимум, в ведение регионов, а лучше непосредственно Министерства просвещения, чтобы средства на зарплаты учителей шли из федерального, а не муниципального бюджета. Следующий шаг, это изменение в Законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 99, где прямо прописать, что средняя заработная плата по региону для учителя должна выплачиваться за одну ставку 18 часов. Простые и понятные шаги. Понятное финансирование.
Лично мне больше всего обидно за Олега Николаевича Смолина, к которому я отношусь с глубочайшим уважением, и который единственный из инициаторов имеет хоть какое-то отношение к образованию. Но сейчас не об этом.
Опытные политики не могли не понимать, что их инициативу завернут. Больше того, им несколько раз предлагали переделать этот законопроект – показать реальные механизмы реализации (смотри выше), но «что-то шло не так». А может быть, оно и должно было пойти не так? Может быть, инициаторов реально интересовало, как бы показать – вот посмотрите, какая «плохая» правящая партия, а мы со всей душой? Реально, как говорят криминалисты, – попытка с негодными средствами. Все отыграли свои роли, и тема на какое-то время затихла. Но свой кусочек пиара все стороны получили. А итог – закономерен, законопроект не прошел первое чтение. И теперь совершенно не имеет значения, что он не прошел потому, что за него просто не проголосовали. Какая теперь разница? Только если попинать «Единую Россию». А за что? Не пошли на поводу у популистов? Так работа у них такая.
Напомню, что год назад попытка провести законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части установления базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников)». Тогда тоже законопроект представлял Олег Николаевич, и авторы практически те же. Результат голосования был следующим:
Проголосовало за 101 чел. – 22,4 %
Проголосовало против 0 чел. – 0,0 %
Воздержалось 1 чел. – 0,2 %
Голосовало 102 чел.
Не голосовало 348 чел. – 77,3 %
Результат: не принято
Отклоняется законопроект.
Теперь обратите внимание на результаты голосования по новому законопроекту:
Проголосовало за 117 чел. – 26,0 %
Проголосовало против 2 чел. – 0,4 %
Воздержалось 0 чел. – 0,0 %
Голосовало 119 чел.
Не голосовало 331 чел. – 73,6 %
Результат: не принято
Отклоняется законопроект.
Не правда ли, очень похожие цифры?
А вот теперь ключевой вопрос – почему за прошедший год инициаторы законопроекта не внесли изменений в свой законопроект на уровне содержательных, системных установок? Единственное, что изменилось, это выступление О.Н. Смолина. В этот раз оно было более содержательным и аргументированным, но не убедительным. Но дело даже не в этом. За год можно было бы попробовать поработать с той же «Единой Россией», с отдельными влиятельными депутатами. Или вот еще вопрос – где при подготовке и обсуждении этого законопроекта Министерство просвещения? Где министр? Хочу подчеркнуть – я не оправдываю тех, кто не проголосовал за этот законопроект, на мой личный взгляд, надо было принципиально проголосовать против, при этом четко и аргументированно объяснить, ПОЧЕМУ этот законопроект не может быть принят в виде закона. Это было бы честно с обеих сторон. А пока мы с вами видим уже привычную картину – популисты предлагают «красивые», но неисполнимые законы, прагматики эти законы игнорируют, просто потому, что они именно популистские. Блогеры ругают партию власти. Учителя вздыхают и продолжают тянуть свою лямку. Грустно.
Грустно за уважаемого мной человека, который вышел с неподготовленным законопроектом. Грустно за КПРФ, в которой состоит много достойных учителей, но которых их же партия не слышит. Грустно за «Единую Россию», которая могла бы сделать хороший законопроект и принять его.
Но больше всего грустно за нас с вами, тех, кто ежедневно выходит к ученикам и не имеет возможности, а точнее времени, чтобы мотаться по всей стране и пиарить замечательного себя, выступить с трибуны той же Государственной Думы, чтобы сказать о том, как действительно нужно считать зарплату учителей. Грустно за некоторые интернет-каналы, которые позиционируют себя как «учительские», но на самом деле просто играют в игры. Но самое грустное в том, что все эти люди глубочайшим образом верят в то, что учителя ничего не понимают в их играх. Разочарую – понимают! Но они, как та самая ломовая лошадь, понимаю и то, что если остановятся, бросят тащить на себе этот груз, то эти семеро из поговорки «один с сошкой, семеро с ложкой» останутся с пустыми ложками. Впрочем, этих и не жалко – поголодать им полезно. Жалко детей – наше будущее.