Найти в Дзене

Патронажный доктор: хотели как лучше, а получилось?

Оглавление

Первую группу инвалидности мы с моим инвалидом оформили без каких-либо сложностей. Паралич левой стороны тела после повторного инсульта вопросов не вызывал - человек себя обслуживать не может и нуждается в постоянном уходе.

Как у нас заведено, группу дали всего на год - а что, а вдруг встанет и пойдёт. Мы ж православные - в чудеса надо верить. Забегая вперёд - чуда не произошло.

Живём мы, значит, не тужим, звонит подруга - "А вы слышали, теперь для инвалидов будет специальный патронажный доктор, будет решать все ваши вопросы!". И передала вырезку из газеты, где рассказывалось, как счастливо мы заживём с новой патронажной службой. Ну, отлично. У нас и так всё неплохо было, а тут ещё и специальный доктор нам в помощь...

До этого мы всё делали через терапевта или даже напрямую - невролога. Теперь нас передали патронажному доктору - и очень скоро я об этом сильно пожалел.

ОГРОМНАЯ ОЧЕРЕДЬ

Первое, чем нас встретила патронажная докторша (ПД), была тягучая живая очередь, которая практически не двигалась. Об электронной очереди почему-то никто не позаботился, хотя все другие врачи давно принимали по электронной записи.

Официально ПД принимала три раза в неделю по 2 часа. При этом на каждого человека она тратила до 40 минут и более. И вовсе не потому, что глубоко вникала в проблему, нет. Секрет её длительных приёмов я понял позже. Чтобы было понятно - это не приём больных, это всего лишь приём документов и оформление рецептов.

В очереди сидело человек 10-15, а принимать она успевала человек 5-7.

Каждый раз происходила одна и та же сцена. Очередь сидела, приём затягивался, ПД выходила и объявляла, что время приёма закончилось, сидеть дальше бессмысленно, а если она и принимает, то исключительно по доброте душевной.

В душевную доброту почему-то никто не верил. Периодически в очереди поднималось роптание - мол, так же нельзя, надо жаловаться! На что бывалые отвечали, что уже жаловались, не помогает.

В этом бардаке утешало одно - это ещё хорошо, что в очереди сидят (в основном) не инвалиды, а их представители - родственники и работники соцслужбы...

С первой попытки я на приём не попал.

После такого прекрасного начала стало понятно, что любые радужные надежды можно оставить, никакого толку от этого "патронажного доктора" не будет. Будет геморрой - потому что все бумаги теперь надо оформлять через неё.

МНЕ ТОЛЬКО ОТДАТЬ СПРАВКУ

Чтобы наверняка попасть на приём и отдать доктору бумаги моего инвалида, я запасся терпением и пришёл к кабинету за два часа до начала приёма - передо мной уже сидело несколько человек...

Повезло - попал, отдал, ответил на все вопросы. Оказалось - не хватает какой-то бумажки, надо донести. Тут я погрустнел, поскольку попасть в кабинет было непросто. Но, в конце концов, подумаешь - донести справку! Это ж минутное дело, не так ли?

Прийдя со справкой в другой день, я спокойно встал в общую очередь. Мне ж только справку отдать.

Как обычно, приём закончился, а в очереди оставалось ещё человек пять. Я честно сказал товарищам по несчастью, что "мне только отдать справку", они не возражали. Я зашёл, присел, отдал справку... А дальше патронажный доктор достала папку с документами моего инвалида и в течение 40 минут переносила данные в компьютер.

Я не понял - почему это надо было делать именно сейчас и в моём присутствии.

Когда я вышел из кабинета, люди из очереди смотрели на меня, как на гомно. Я только развёл руками - кто ж знал, что "отдать справку" растянется на сорок минут??

КАК МЫ ПЕРЕОФОРМЛЯЛИ ИНВАЛИДНОСТЬ

За текущими делами и заботами я не заметил, как подошло время переоформлять инвалидность. По этому поводу я ничуть не волновался, поскольку в первый раз (ещё без всяких патронажных докторов) оформление инвалидности прошло легко и непринуждённо и заняло не больше месяца. "Ну, может, месяц потеряем, не страшно", - думал я.

ПД попеняла, что начинать надо было заранее, и назначила анализы... Потом переназначила... Месяц, другой, третий... Взамодействие с ПД было мучительно неспешным. Кажется, она даже в отпуск успела сходить. Ей-то спешить некуда.

В общем, частично по моей вине (вначале), а в ещё большей мере - "благодаря" патронажному доктору (потом), переоформление инвалидности совершенно неожиданно растянулось практически на полгода. Я и представить не мог, что всё так затянется.

В этот момент стало как-то совсем неприятно и появилось желание подать на ПД в суд - за затягивание с её стороны.

Почему с обычным терапевтом и неврологом, в общем порядке, мы оформили инвалидность за месяц, а со специально обученным патронажным доктором это заняло полгода?? В обоих случаях я лично собирал документы и отвозил их в медико-социальную экспертизу (МСЭ).

К МСЭ по части оформления - никаких претензий, кроме одного риторического вопроса. В справке об инвалидности, полученной в итоге, они указали, что инвалидность назначается "впервые", аргументируя это тем, что мы пропустили плановые сроки переосвидетельствования. Я всё понимаю - бюрократия, формализм, но, просто на уровне здравого смысла, как можно писать, что инвалидность устанавливается "впервые", если до этого был год инвалидности по первой группе, а до того - бессрочная инвалидность по третьей группе! Т.е. в реальности инвалидность устанавливается уже в третий раз, а на бумаге - "впервые"...

КАЖДЫЙ РАЗ - КАК ПЕРВЫЙ

Основная работа патронажного доктора выразилась в том, что раз в несколько месяцев она наносила визиты - приходила, быстро опрашивала о самочувствии, мерила давление, слушала лёгкие, заносила данные в планшет и поспешно уходила.

Я уж не знаю, что там она заносила в планшет, но каждый раз это выглядело так, будто она видит больного в первый раз, заново переспрашивая одно и то же.

Через год-два таких посещений, читая выписку о небольшой госпитализации по совсем другому поводу, она вдруг с удивлением "открыла" для себя, что у нашего инвалида когда-то была операция по поводу онкологии. Дальше состоялся диалог:

ПД: Так вам же положена льгота на лекарства!

Я: Мы от льгот отказались и получаем деньгами (потому что дорогие лекарства не дают, а дешёвые - проще самим купить, в нашем случае).

ПД: Это другая льгота, по онкологии.

Я: Что-то я о такой льготе не слышал.

ПД: Естественно. Вы же не врач.

Я, конечно, не врач, но несколько лет ухаживал за инвалидом, будучи его официальным представителем. Так что это очень странно и ненормально, если я вдруг не слышал о какой-то положенной нам льготе.

ПД: Кажется, этой выписки в карте нет. Занесите мне копию этой выписки, и я вам сразу оформлю эту льготу.

Блин, легко сказать - занесите... Я в прошлый раз так справку заносил - полдня потерял.

Собрался, сделал копию, принёс.

ПД: А вы знаете, оказалось, что эта выписка у меня есть. Но оформить льготу я вам не могу. Надо, чтобы вы привезли справку из онкодиспансера, что человек там состоит на учёте.

Етить-колотить. Ну а информационные системы вам на что? Нашли молодого - с бумажками кататься туда-сюда.

А ЗАЧЕМ ВАМ НЕВРОЛОГ?

По факту, толку от ПД было крайне мало. Возможно, надо было "больше требовать", как рекомендовала подруга. Но требовать было затруднительно.

Когда я просил ПД порекомендовать какой-нибудь неврологический препарат для курса, она бросала вслух 7-10 названий, которые я не знал и не мог запомнить, и предлагала попить "что-нибудь из этого". Даже не думая записать на бумаге название препарата и дозировку!

Если раньше я мог записать моего инвалида на приём к неврологу и лично задать какие-то вопросы, то с появлением ПД мы этой возможности лишились. Когда я не выдержал и попросил ПД дать направление к неврологу, её ответ меня огорошил.

С каким-то обиженно-недовольным видом она заявила: "А зачем вам невролог? Мои пациенты к врачам не ходят. Потому что не могут. Если надо - вызываем врача на дом".

Через какое-то непонятное недовольство и сопротивление сошлись на том, что невролога она нам вызовет как-нибудь позднее...

ИТОГО

Лично мой опыт с патронажным доктором - довольно негативный. Как у других и в других местах - не знаю. Ещё тогда, несколько лет назад, сидя в бесконечной очереди, работники соцслужбы говорили, что в разных местах по-разному (вполне ожидаемо).

Дай бог, чтобы со временем функционирование патронажной службы нормализовалось и совершенствовалось, а качество оказываемых ею медицинских услуг росло. Мой инвалид этого уже не увидит.

Одно могу сказать уверенно - инвалидам и престарелым надо БОЛЬШЕ внимания. Выделение "специального доктора" вопрос не решило и не закрыло, отнюдь.

Менять надо самые основы бытовой психологии, для которой медицинская помощь старикам - это какое-то одолжение и благотворительность.