Найти в Дзене
Дневник Василька

Первый бантик

Оглавление

"Мама, научи завязывать узелки и бантики, Сэн-Сэй дал мне одну неделю".

Советы мамы Василька

Этапы:

1 этап:

Создаем интерес! Родители завязывают, а дети развязывают. Завяжите коробочки со сладостями или новыми фломастерами, сюрпризами. Веревочки и ленточки должны усложняться, сначала крупные, потом мелкие, потом шнурки, то есть вещи из реальной жизни.

Любопытство заложено генетически! Почему бы на этом не построить весь процесс познания! Закройте глаза, произнесите: "Черный ящик". - какую ассоциацию, какие желания вызывает это словосочетание? Почему в "Поле чудес" почти все выбирают "черный ящик"? Я называю это "эффектом синей бороды". Интересно! Так сделаем много коробочек - посмотрите вокруг себя, завяжите длинной лентой много коробочек... и по эстафете.... Если завяжешь предыдущую, то получишь еще одну! Ну или включите фантазию и разнообразьте игру "Что в коробочке?" своими вариантами.

Дерни за веревочку...
Дерни за веревочку...

2 этап: Завязываем узелки под разными интересными предлогами! У нас это веревочные человечки, теперь наверно уже целая армия веревочных человечков. Узелки и бантики должны вызывать интерес

Васин любимый веревочный монстрик.
Васин любимый веревочный монстрик.

3 этап:

Учим завязывать именно бантики. Вариантов множество. Мне нравится "Два ушка и в ловушку" или "Зайчик в норку побежал и два ушка показал". Еще понравился способ в мультике о Шреке, там есть момент, где Фиона учит завязывать бантик, что-то милое там про дракона и колечко...
В реальной жизни необходимо создавать больше препятствий ребенку. Провоцировать завязывать и развязывать постоянно. закладывать больше времени на период совершенствования навыка перед выходом в детский садик или, например, в детский театр. Покупайте в подарок детям много красивых разноцветных шнурков и ленточек. Всё яркое красивое вызывает желание действовать с этими предметами. Кроссовки покупать со шнурками. Спортивные штаны на завязках-веревочках. Девочкам платья, жилетки, перелинки, накидки. Например плащик с завязками наверху своими руками из любого куска ткани, а можно и купить и приделать шнурочек сверху, если плащ на пуговицах. И сопроводить словами: "Ты прям как настоящая Анна или Эльза из сказки "Холодное сердце".

Как развить интерес к завязыванию?

Куклы и игрушки из узелков.

Веревочные человечки. Для этого просто купите любую веревку, свяжите на глазах ребенка человечка и скажите, что это ваш. А себе ты можешь связать сам, вот смотри как... Просто узелок на узелок... вот и вышел колобок... Ну у нас с Василием это любимые домашние игрушки, в них удобно играть и в дороге.

-3

Продемонстрируйте все бонусы этого навыка!

Вот примерный список для направления ваших родительских усилий:

  1. Объяснение пользы узелков.
  2. История первых узелков.
  3. Счет с помощью узелков.
  4. Кодовые слова-узелки.
  5. Морские узлы.
  6. Узелки и бантики в спорте.
  7. Украшения и браслеты из узелков.
  8. Рассказы из жизни родителей о первом узелке...

И еще немного чужого контента, но безумно интересного!

КВИПУ

Квипу или квипус — способ отметки данных помощью узлов, бывший в употреблении у древних перуанцев, или, точнее, — самый объект, шнур с узлами, обозначавший вид и число предметов. Обыкновенно на одном длинном и более толстом шнуре (иногда он имел форму кольца) навязывались на известных расстояниях более короткие и тонкие шнурки, и на них завязывалось по одному или несколько узлов. Длина главного шнура могла достигать многих метров; поперечные шнурки редко имели более 60 см в длину. В одной могиле Чуди нашел Квипу, имевший около 8 фн. весу. Шнуры часто были различного цвета и в этом виде употреблялись правительственными органами, которые пользовались ими как статистическими таблицами. Красный цвет служил для обозначения солдат, желтый — золота, белый — серебра, зеленый — хлеба и т. д. Простой узел равнялся 10, двойной — 100, тройной — 1000; два двойных и два простых — значило 220. Имело значение также расстояние узлов от главного шнура и последовательность вторичных шнурков. В отчетах по войску различные шнурки соответствовали различным родам оружия. Подобный способ счета практикуется и теперь пастухами Перуанского нагорья. Акоста говорит, что посредством Квипу велись даже перуанские летописи, но все попытки разобрать найденные до сих пор К. оказались тщетными. Подобные системы Квипу были в употреблении в Мексике, в Гватемале, у арауканцев Чили и в других местностях Америки. У сев.-амер. индейцев место Квипу чаще занимал вампум (см.). У китайцев ранее изобретения письменных знаков также употреблялись Квипу — и, по преданию, не только для торговых расчетов, но и для изображения законов и правил морали. Были в ходу своего рода К. и в древней Японии, на о-ве Гайнане и в других местностях. Еще в нынешнем столетии было замечено употребление шнурков с узлами — у индейцев Калифорнии (для обозначения выручки от продажи разных предметов), у индейцев Гвианы (для счета времени), у остяков (для отметки долгов), у негров (нанятые Списком носильщики отмечали узлами получаемое ими жалованье), на Гавайских островах (сборщики податей отмечали узлами поступление сборов). Место узлов заменяют иногда бусы, бобы, горошины и т. п. Четки буддистов и христиан, греческие, китайские и русские счеты, наш обычай завязывать на память узелок — все это образцы и пережитки той же мнемонической пиктографии, к области которой должны быть также отнесены бирки, палки вестников у австралийцев.

РАССКАЗ

"Не могу сказать, что мой конек — вязать узлы. То есть пока я научился завязывать шнурки на ботинках, немало было слез пролито. Да и по сию пору ботиночные бантики расползаются у меня каждые полчаса.

Зато у меня есть дядя, который может завязать такие бантики, что их хочется поставить, например, в вазочку или носить в петлице вроде цветка. Впрочем, дядя мой, за что ни возьмется, все у него ловко увязывается и споро бежит, как этакий резвый конек-горбунок. Словом, у дяди любое дело — конек. А дел у него по горло и, выходит, — коньков целый табун. Некоторыми дядя особенно гордится. Например, кактусами. Ну, а к узелкам у него, наверное, страсть, нежное и трепетное отношение.

Когда-то юный дядя работал в геологической партии, в песках Кызылкума. Однажды понадобилось сходить в соседний посёлок, не дожидаясь машины. И дядя собрался в дорогу. Кругом был тихий-тихий песок и маленькие кустики верблюжьей колючки. Дядя шел себе и шел, полагая, что ноги ведут куда нужно. А ноги рассудили иначе. В общем, попросту и без всяких рассуждений увели они дядю в сторону.

Конечно, это обычная история. Всегда одна нога у человека оказывается торопыгой, опережает другую. А дядя тогда ещё не знал, у какой ноги какой характер, и долго петлял по пустыне.

В конце концов он увидел неподалеку мираж — под тремя пальмами у водокачки стоял паровоз, заправляясь водой, — и понял, что заблудился.

Отчаявшись, дядя пополз на четвереньках. Наверное, одна из рук уравновесила одну из ног, и путь выпрямился. Но к тому времени он был так искривлен, что дядя выполз обратно к палаточному лагерю.

— Понавязал узлов?! — встретил дядю начальник экспедиции, уже собиравшийся выслать людей на поиски.

— Ничего я не вязал, — хмуро ответил разгоряченный песками дядя.

Тогда он еще не знал, что «вязать узлы» — значит, заблудиться, вернуться, напетляв, на прежнее место.

На другой день прилетел вертолёт. Для аэрофотосъемки. И дядя как-то сразу понял, что его, дядино, место, конечно, в небе, а не в песках. Когда вертолет набрал высоту, дядя вдруг увидел из иллюминатора весь свой замысловатый путь, сохранившийся на песке.

— Гляди-ка — коровий узел! — крикнул пилот.

Дядя было обиделся, думая, что над ним смеются. Но, когда они приземлились, пилот достал трос и завязал узел, очень похожий по рисунку на дядин след в пустыне.

— Я коровьим узлом вертолет привязываю к столбу, когда песчаная буря, — объяснил пилот. — В общем-то простой узел. Вот если бы ты чертил на песке «баранью ногу» или «южный крест», дня два-три бродил бы. Пришлось бы вместо аэрофотосъемки тебя искать.

Дядю поразили «коровий узел», «баранья нога» и «южный крест». Наверное, думал тогда юный дядя, так уж устроен человек — вяжет узлы там и сям, когда надо и когда не надо. Завяжет, а потом не знает, как распутать…

С тех-то самых пор дядя собирает-изучает узлы. В его квартире с дверных притолок свисают, как занавески, бельевые веревки, на которых понавязаны всякие узлы. И каждому есть свое назначение.

Узлы шахтерские и курьерские, докерские и бурлацкие, мельничные и пожарные, пиратские и боцманские, скорняжные и охотничьи, хирургические и много-много морских.

Есть у дяди акулий узел и щучий, змеиный и верблюжий, устричный и черепаший.

Есть «мартышкина цепочка» и «кошачья лапа», «травяная» петля и «мокрый» полуштык.

Дядя собрал и выучил наизусть сотню узлов. Да это, оказывается, только малая часть известных человечеству.

Зато дядя успел освоить узелковое письмо. Но пока ему не с кем переписываться.

Но если кому-то нужно надежно упаковать вещи, завязать галстук или попросту красивый бантик, обращаются к дяде.

Однажды в доме случился пожар. Сию секунду дядя сплел узелковую лестницу и спускал по ней людей из окон, покуда не приехали пожарные.

Когда я прихожу к дяде в гости, он сразу же раскладывает на столе веревки:

— Вот, гляди-ка, — беседочный узел!

Веревка мелькает в руках. Дядя закрывает глаза, как пианист-виртуоз, и отворачивается, чтобы я не думал, будто он подглядывает…

Раз-два, и на веревке узел с плавной петлей.

— Король узлов! — любуется дядя. — Такая петля никогда не затянется — любую тяжесть выдержит.

А ведь узлу-то пять тысяч лет! Еще древние египтяне его знали.

Дядя откладывает беседочный узел в сторону.

— Кинжальный! — громко объявляет он следующий номер, высоко подняв две верёвки. Пальцы его пробегают туда-сюда — и уже вместо двух веревок одна с узелком посередине. — Быстро! Удобно! Надёжно!

Дядя тянет веревку за концы. Узел трепещет, но держит крепко.

— Прямой узел! — хватает дядя ещё дну верёвку. — Древние греки называли его геракловым — вот так он завязывал на груди львиную шкуру.

Дядя поглаживает прямой гераклов узел и счастливо улыбается.

— Все-таки узлы — это седая история, — говорю я. — Сейчас-то они кому нужны?

Дядя слова вымолвить не может и завязывает от волнения несколько замысловатых узлов.

— Да как же! — говорит он, чуть успокоившись. — А морякам? А скалолазам? А строителям, конюхам и рыбакам? А космонавтам! Даже космонавтам без узлов не обойтись!

Дядя протягивает мне веревку и подмигивает.

— Ну-ка, завяжи узелок для души!

Я отнекиваюсь, а потом завязываю один-единственный, который знаю.

Узел как узел.

— Это же бабий! — вскрикивает дядя. Он хватает верёвку и тянет концы в стороны. Узел мой крутится, скользит по верёвке.

— Предатель! — рычит на него дядя. — Сколько бед понаделал!

Он швыряет верёвку на пол и топчет ногами, как змею.

— Им только платки подвязывать — потому и называется «бабьим». Да хоть «рифовый» покажи, — умоляет дядя. — Которым шнурки на ботинках вяжут.

Тогда я охотно поднимаю ногу в ботинке с «молнией».

Дядя вздыхает, машет на меня рукой и переходит к кактусам. Он сует мне в нос колюче-лохматый булыжник с черным цветком на макушке, от которого исходит подозрительный, не цветочный запах.

Я вежливо нюхаю, киваю головой и думаю про себя… Где же, думаю я, в каких заповедных лугах бегает сейчас мой конек? Доберусь ли я до него когда-нибудь, признаю ли в нем своего?

И еще думаю я — уж не дядя ли мой конек? Все я о нем знаю. И где бы ни был, куда бы ни пришел, сразу о нем рассказываю, сплетничаю вроде, «узлы вяжу»."☺

Рассказ Александра Дорофеева "Узелок на память" журнал https://kvaclub.ru/babyclub/tram/nomer-07-1990/
Рассказ Александра Дорофеева "Узелок на память" журнал https://kvaclub.ru/babyclub/tram/nomer-07-1990/

P.s. Вася научился завязывать узелки в 5 лет, пояс каратиста в 7 лет, а шнурки на кроссовках в 8 лет.
Не беда! Главное, что ему это было в радость. Неописуемый восторг он испытал, когда, наконец, научился! Тренировка помогла на ленточка и веревочках разного типа, я повесила их на лестницу, которая ведет на второй этаж двухъярусной кровати. Они всё время были на виду и это сработало! Плюс мотивация - обязательно отмечать праздником такие успехи - в освоении социальных навыков!

Ведь навык завязывания бантиков и узелков с древних времен и до сих пор помогают нам в повседневной жизни.
Из бонусов - конечно развитие и мелкой моторики.

Наблюдайте за своими детьми. Дети сами решают когда им это необходимо и способны к самомотивации. Например, у одного психолога так и прочитала: "Дети сами решают когда им сесть на горшок". Все границы в современном мире стёрты!!! Не переживайте, а просто мотивируйте и открывайте позитивные стороны любого навыка, особенно необходимого для социализации.
Завязывайте вместе с нами и подписывайтесь!