Начало XX века - время технических изобретений, в обществе царил дух прогресса. В этот период времени считали, что человеческая мысль может абсолютно всё, она господствует не только в общественной жизни, но и способна покорить природу. Прогрессивные идеи того времени имели свое материальное воплощение в грандиозных для того времени инженерных сооружениях, (например, Эйфелева башня). Лайнер Титаник также входит в их число.
Он олицетворял собой некий вызов человеческой мысли силам природы, поэтому при его проектировании большое внимание уделяли возможностям этого гиганта оставаться на плаву в случае пробоя и попадания воды в отсеки. Все было, по мнению конструктора, предусмотрено: стальной двойной корпус, разделение нижней палубы на 16 отсеков, и в случае пробоя, должны были сработать герметические перегородки, изолирующие поврежденные отсеки от других. При такой конструкции корабль мог оставаться на плаву, даже если были бы повреждены 4 отсека из 16. Поэтому Титаник получил название непотопляемый. Не допускалась даже мысль о том, что на Титанике могут понадобится спасательные шлюпки и красные сигнальные ракеты, и они, соответственно, не были предусмотрены на непотопляемом лайнере.
Так какие же стечения случайных обстоятельств привели к тому, что первый рейс Титаника оказался последним.
1. Если бы при строительстве Титаника использовались не кованные, железные, а стальные заклепки, обшивка корабля выдержала бы столкновение с айсбергом. При столкновении на обшивку корабля пришлось давление 2,5 т. на кв.см. Толстая закалённая сталь обшивки выдержала, а заклепки, которые скрепляли швы, не выдержали. Так как в структуре железных заклёпок были вкрапления шлака, они образовал пустоты, и в момент удара заклёпки лопнули, швы разошли, и хлынула вода
2. Если бы были повреждены не 5 отсеков, а 4. На это система непотопляемого корабля не была рассчитана. К тому же отсеки не были перекрыты сверху, поэтому при наполнении одного отсека вода просто переливалась в следующий отсек
3. Если бы радисты на Титанике в тот вечер больше бы внимания уделяли сообщениям о плавающих ледниках, а не отправке частных сообщений. Если бы радист на корабле «Калифорниан», находившийся недалеко от Титаника, пошёл бы спать на час позже, он бы успел принять сигнал бедствия.
3. Если бы на Титанике были бы красные ракеты, сигнализирующие бедствие, то они смогли бы передать с их помощью о своем положении. Но на Титанике были только белые ракеты, пускающие для привлечения внимания. Их заметил корабль «Самсон», который находился в ту ночь также недалеко от Титаника, но «Самсон» занимался контрабандой, поэтому при виде белых ракет он поспешил уплыть.
4. Если бы на Титанике оказалось достаточное количество шлюпок, то удалось бы спасти всех, и если имеющиеся шлюпки на корабле были бы заполнены полностью, спасти удалось бы гораздо больше.
5. Если бы капитан Джон Смит накануне отплытия не сделал кадровые перестановки в офицерском составе судна, и второму помощнику Дэвиду Блэру не пришлось покинуть Титаник. Дэвид Блэр спустя три дня после отплытия Титаника вспомнил, что не передал новому второму помощнику ключ от сейфа, где лежали бинокли. Если бы у помощника капитана был бы бинокль, то айсберг бы заметили не за 650 м., а гораздо раньше. И у лайнера было бы больше времени, чтобы совершить манёвр и избежать столкновения. Позже ,спустя десятки лет, этот ключ от сейфа, где лежали бинокли, продали на аукционе за несколько сот тысяч долларов.
Многие связывают крушение Титаника с мистикой, поскольку за 14 лет до его гибели в 1898 году американский писатель М. Робертсон написал книгу «Тщетность», в которой описывается крушение огромного непотопляемого лайнера под названием «Титан» от столкновения с айсбергом. Но, если опираться на факты, а не ссылаться на фатализм и мистическое пророчество, крушение Титаника - это исход последовательной цепи случайностей, человеческих ошибок вкупе с самонадеянностью и честолюбием.