О Нике Турбиной до просмотра этого фильма я даже не слышала. Теперь же, после финальных титров, мне совершенно не ясно, зачем нужно было привязывать происходящее к реальной личности, когда здесь так много «отсебятины», лирических отступлений и даже чужих стихов. Ведь если вы сядете смотреть картину о последних днях советской девочки-поэтессы, то вам наверняка захочется разобраться, действительно ли Ника была гением или кто-то надиктовывал ей стихи и что вообще произошло, когда в возрасте 27 лет она «случайно» выпала из окна.
Однако, режиссёра Василису Кузьмину это всё интересует лишь постольку-поскольку. Она с некой небрежностью вбрасывает в происходящее факты из биографии, как будто чтобы показать, что домашняя работа выполнена — и отвяжитесь. Лукаво помещает в самое начало фильма сцену, где Ника намеренно выпрыгивает из окна (мол, плавали, знаем), а вполне ожидаемую параллельную сцену из финала снимать просто отказывается, поручая завершение истории закадровому тексту. Другими словами, говорить ей хочется о чём-то своём и выстраивать довольно фантазийный образ на остове реального человека.
Впрочем, это не грех, и никто ей не может запретить снимать своего рода фанфик по мотивам реальных событий. Другой вопрос — насколько история, рассказанная Кузьминой, имеет хоть какой-то драматический смысл. Раз это не биография, то что?.. Сколько я ни всматривалась в главную героиню, а ничего кроме неврастении не увидела. Конечно, творческим людям присущи неврозы и аддикции, но далеко не каждый алкоголик и псих является непризнанным гением. К тому же, в фильме Ника практически не пишет, и история эта явно не про муки творчества.
Ближе всего режиссёр оказывается к жанру подросткового ангста и поисков себя. Нике двадцать семь, а она банально не знает, чего хочет от жизни. При этом за плечами у неё быстро сгоревшая популярность, нездоровые отношения с мужчинами, попытки самоубийства, попытки излечиться от пьянства и — самое главное — уродливо перекошенные отношения с матерью. Вот именно в последнем скрыт тайный потенциал картины, и, признаюсь, Анна Михалкова настолько хорошо сыграла психопатку, что напомнила мне работу Даниила Спиваковского из недавней «Казни». И ведь она, мать, что называется, «хотела, как лучше»! А в результате подрезала своё дитя на корню, искалечила так, что, кажется, даже намеренно это сложно сделать — только нечаянно.
Если бы отношения матери и дочери здесь были выведены на первый план, то цены бы этому фильму не было. Однако, режиссёр оставляет вопросы воспитания где-то на заднем плане и концентрируется на импульсивном, эпатажном поведении главной героини. Складывается впечатление, что Кузьминой просто хотелось снять историю об экзальтированной особе, которая то к сердцу прижмёт, то к чёрту пошлёт. И вот она вся такая гордая и «не такая, как все», рубит правду с плеча и за словом в карман не лезет, да и внешностью, в общем-то, наделена фактурной. А места ей в жизни нет...
И это, конечно, печально. Но не сильно обогащает ни мой кинобагаж, ни понимание жизни в принципе.