Найти тему

"Свадебный марш" и герои Фицджеральда. Что у них общего?

Прочитала я книгу "Свадебный марш" Валерия Медведева. Совершенно неожиданно прочитала, ибо если бы не акция и не скидка на нее от Лабиринта, я бы о ней и не узнала. Роман мало известен, в отличие от того же "Баранкин, будь человеком!" и давно не переиздавался. Я, честно говоря, не видела даже эту вещь в продаже до сего момента, вспомнило о ней только издательство Речь, когда захотело сформировать "Собрание талантливых сочинений" и включить туда все когда-либо написанное Медведевым. Меня привлекла аннотация (советский юноша переживает муки первой любви), да и вспомнилось, что в детстве я очень любила истории о Баранкине. Заказала. Прочитала. Оказалось, что Медведев довольно многогранный автор и отнюдь не работает в одном назидательно-воспитательном жанре.

В издании (5 том серии) всключены две вещи, помимо романа есть еще повесть "Мальчик в черном костюме". Это не просто так, поскольку она — прелюдия к основному действию, что происходит в романе. Мама главного героя, Альки, кинорежиссер, и на протяжении книги мы видим, как она упорно пытается "протащить" сценарий фильма, название которого идентично названию повести, через цензуру, — и каждая попытка с треском проваливается. Но все это вторично, лишь отсылки и интересная задумка автора связать две, казалось бы, такие разные работы. Первично же здесь отношения родителей Альки, отношения его с социумом и, конечно же, первая любовь, которая сначала вроде бы была взаимной, а потом почему-то таковой быть перестала.

Алька и его сестра, умница-балерина Наташа — родились в необычной семье. Мама, как я уже сказала, связана с кино, папа — так называемый "увядший тенор", который когда-то не взял одну ноту в Большом театре и теперь у него ничего не клеится. Что в личной жизни, что в работе. Родители ссорятся и, кажется, уже не любят друг друга, беседы с сестрой, которая уходит из балета, не приносят удовлетворения. А ведь у Альки очень много вопросов про любовь, он не понимает, почему Юлка больше не желает его знать, не пишет писем и ездит от него на мотоцикле... И Альке очень хочется найти друга-мужчину, с которым можно было бы поговорить и обсудить свои заботы. Удивительно: у родителей масса друзей, людей искусства, неглупых и знающих, но на деле оказывается, что юноша просто слоняется по московским улицам в знойное лето 1972 года и лезет чуть ли не к каждому прохожему с беседами.

-2

И вот такой сюжетный кульбит очень мне напомнил типажи Фицджеральда. Сильно любила этого автора в период 16-17 лет, его книги казались чем-то необычным и новым. Те же выходцы золотой молодежи, которые пока что неотделимы от родителей и их воли, но уже претендуют на знание жизни и задумываются над неразрешимыми задачами. С той лишь разницей, что часть такой молодежи в СССР не зависела от больших денег. Только от родителей, которые люди творческие и, соответственно, своеобразные, что отражается на детях.

-3

На мой взгляд, книга совершенно нетипична для своего времени. Во-первых, выбор профессий "массовки": не рабочие, не токари-слесари и даже не учителя. Здесь художники, певцы, клоуны, даже фотомодели — сущие "тунеядцы"!)) Главный герой не думает о школе, не засыпает с мыслью о комсомоле. Его терзают совершенно иного рода сомнения. И очень точно выбрано время развития событий: Москва пылает и горит, но Алька этого не замечает, потому как душа у него у самого сгорает дотла.

Словом, мне очень понравилась и запомнилась книга.

А вы читали?

С уважением,

Т.Д.