Постоянная экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну».
С середины XIX века русские художники все чаще обращаются к народной культуре в поисках национального стиля, опираясь с самого начала к геометрическим орнаментам, создавая иллюзию народной резьбы по дереву и крестьянских вышивок. Также за основу берутся бытовые мотивы: деревенская изба, резные наличники окон, упряжки лошадей и многое другое. Как говорится: «Что вижу, о том пою».
«В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе», – пишет А. П. Чехов в рассказе «Попрыгунья».
Самый известный предмет мебели в русском стиле – кресло «Тише едешь – дальше будешь», выполненное по эскизам петербургского мебельщика, мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Спинка его в форме упряжки, подлокотники – в форме топоров, задняя опора – балалайка, а на сиденье лежит расшитый рушник и резные перчатки. Шутовские кресла были очень популярными. Они стояли в кабинете Александра III, украшало дачу А. П. Чехова в Ялте и до сих пор их можно увидеть во многих краеведческих и художественных музеях.
Изделия тогда изготавливались не только для бытового использования, но и в качестве декоративного применения. Как, например, вазы или тарелки, инкрустированные драгоценными или полудрагоценными камнями. Утварь такого рода чаще всего создавалась для различных выставок или продавалась в коллекции.
Когда художники стали обращаться к растительному орнаменту в резьбе по дереву, монументальность и симметрия рисунка стала уходить на второй план, сменяясь утонченностью деталей и наличием асимметрии, что привело к возникновению стиля модерн в русском декоративном искусстве.
Ко Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже 1990 года, коллекционером подлинников народного творчества и меценатом Сергеем Морозовым, был основан Кустарный музей. Благодаря этому музею сохраняются национальные традиции, а на мировом художественном рынке появляется мода на русский стиль. К сотрудничеству с музеем Морозов также привлекает самых знаковых художников: Сергея Малютина, Наталью Давыдову, братьев Васнецовых, Врубеля, Головина, Поленова. По их эскизам мастера создавали высокохудожественные образцы кустарных изделий.
На Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже бронзовую медаль получила...... Кто? Как вы думаете? Бронзовую медаль получила впервые представленная публике матрешка художника Сергея Малютина и токаря-умельца Василия Звездочкина.
Александр Головин был награжден серебряной медалью за комплекс керамических работ.
Михаил Врубель получил золотую медаль за всем известный майоликовый декор камина на тему русской былины «Встреча Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича».
Впечатление
На экспозиции представлено огромное количество предметов, отражающих становление русского стиля. Все экспонаты располагаются в хронологическом порядке, в каждом зале есть описание времени и сменяющихся тенденций. Есть отдельный зал Кустарного музея, сохранившегося в единственном экземпляре(!!!), в который включены изделия, участвовавшие в выставке в Париже 1900 года.
Экспозиция очень увлекательная! Конечно, интереснее всего посетить ее с экскурсией, потратив всего час времени, немного рублей (об этом ниже) и получить наиболее красочное впечатление от русского искусства. А можно обойтись прочитанной статьей и подкрепить знания увиденным.
Входной взрослый билет на экспозицию стоит всего 300 рублей! Групповая экскурсия около 1500 рублей. Поэтому абсолютно не раздумывая покупайте билет на сайте музея и шагайте за вдохновением.
Приятного просмотра!)
Москва, ул. Делегатская, д. 3, стр. 1