Найти в Дзене

Сможет ли восточный и азиатских кинематограф заменить ушедший Голливуд?

Оглавление

Основные голливудские студии решили взять паузу и прекратили представлять свои новейшие фильмы в российском прокате. В нашем сегодняшнем тексте мы попытаемся понять, есть ли шансы на возвращение Голливуда и смогут ли его в той или иной мере подменить азиатские киностудии.

Что произошло?

После начала СВО большинство студий Голливуда приняли решение прекратить прокат своей продукции на российском рынке. При этом он весьма солидный, потому все они хотели бы отыскать возможность для возвращения, о чём неоднократно говорили критики, эксперты и даже официальные лица тех или иных столпов голливудского кино.

К сожалению для них (и нас), сделать им это будет очень непросто, ведь киноиндустрия – отрасль, в которой давление политиков и общества ощущается в наибольшей мере.

Условия возвращения – предмет длительных и непростых торгов. Пока возможным представляется взаимодействие в том виде, в каком это было до 2005 года: прямых представителей Голливуда тут не будет, но российские партнёры возьмут на себя бремя представительства. К слову – «Парамаунт» и сегодня работает по такой модели, установив партнёрку с гигантом (по меркам нашего рынка, разумеется) «Централпартнершип», а представителем Warner Brothers более двух десятилетий работает кинокомпания «Каро Премьер».

Примерно до того же уровня середины нулевых провалится и маркетинг: показ рекламы на телевидении станет предметом бартера, то есть демонстрация в обмен на нативную и скрытую рекламу. В то же время производители мультимедийного контента будут продолжать подыскивать для себя альтернативные площадки, которыми можно будет подменить выпавший из-за ограничений YouTube. Будет расти популярность Яндекса, Вконтакте и даже наполовину парализованного ещё при рождении Рутуба.

При этом все отдают себе отчёт: если политика не изменится, новый контент, созданный на Западе под высокие бюджеты, нам не видать как своих ушей.

При этом не следует считать, что ограничения связаны лишь с позицией правообладателей: из Великобритании в Россию пришли десятки писем различного содержания, смысл которых в конечном счёте сводится к тому, что продюсеры более не желают иметь с нами дел. Нового кино считай что нет – и дыры приходится затыкать выпуском в прокат уже ставших классикой продуктов.

Можно было бы предположить, что такая ситуация пойдёт на пользу отечественному синематографу, но пока всё очень спорно. Начать с того, что для выпуска ленты нужно несколько лет и пару сотен миллионов рублей – для начала. Однако сейчас, на фоне роста издержек, сдвигаются вправо сроки выхода давным-давно анонсированных лент, находящихся на высоких стадиях готовности.

И это несмотря на рост дотаций в два с лишним раза!

Таким образом, путём нехитрых подсчётов, можно выяснить, что выход на прежнюю кассу образца 2021-го года ожидает рынок не ранее 2028-2030 года – и это ещё по самым оптимистичным расценкам.

Шанс для Индии и Китая

В этой связи становится актуальным ответ на вопрос о том, способны ли азиатские кинематографы подхватить падающее знамя. Если представить, что зрителя удастся заманить в кинотеатры, это будет означать сохранение бизнеса по кинопрокату в неизменном виде.

К этой теме уже неоднократно обращались депутаты Госдумы из различных фракций, ведутся обсуждения с Минкультом и Минпромторгом.

При этом заменить европейский и американский продукт китайско-индийским будет задачей посложнее, чем найти новые рынки сбыта для российской нефти, на которую ввели эмбарго европейцы. Продукт они делают несколько специфический, к массовому современному зрителю не очень-то адаптированный. Ладно советские годы, когда похождения индийских супергероев и красавиц с точкой посреди лба был для зрителя единственной возможностью взглянуть на другую жизнь, полную красок и эмоций — сейчас, при сохраняющейся возможности смотреть пиратское кино, выбор представляется вроде бы очевидным.

Не говоря уже о том, что современные экономические отношения в сфере синематографа основаны на несколько других принципах. На смену существовавшим в СССР обязательствам по обмену кинематографической продукцией пришёл рынок – и площадки для демонстрации отечественного кино категории Б не осталось. Даже при весьма активной рекламной кампании максимум речь идёт о 10-15% доли рынка, и это ещё очень хорошие цифры с учётом прежней динамики. Наибольший сегмент при этом достанется не болливудскому ширпотребу и не идеологизированным китайцам, а южнокорейской продукции, приблизительно подобравшейся по качеству к блокбастерам из Голливуда (и сохранившим при этом уникальную национальную специфику).

Расшифровка культурного кода: почему поворот на Восток не сработает?

Ответ на вопрос, почему современный русский зритель не будет поддерживать своими деньгами азиатские кинопремьеры, банален и лежит на поверхности. С момента, когда взгляд на болливудскую продукцию из-под железного занавеса был проникнут воздухом свободы, прошло 30-35 лет. Новые зрители с детства привыкли к другому синематографу, а желание взглянуть на что-то странное и необычное вполне может быть удовлетворено Тик-Током или роликами из YouTube.

Во время похода в кино или просмотра контента на планшете человек подсознательно желает ощущать сопереживание происходящему на экране. С импортной продукцией такое возможно, но лишь при условии культурной близости. А так и наш юмор, и переживания людей близки европейской и американской модели, нежели любой азиатской.

Некоторое исключение составляют ужастики: так, корейский «Поезд в Пусан» в своей второй инкарнации собрал в Российской Федерации почти 500 тысяч долларов, взобравшись на 64 строчку в списке 250 наиболее кассовых фильмов коронавирусного 2020 года.

И опять же, больше всего шансов тут у Южной Кореи и её производителей.

С китайскими и индийскими фильмами есть ещё одна существенная проблема: сроки выхода готового продукта на рынок теперь будут значительно длиннее, что связано с трудностями с проведением валютных платежей. И это притом, что у прокатчиков пока так и нет представления относительно пределов возможного спроса на продукцию внутри России. Ведь огромное количество россиян с сократившимся покупательским спросом будут просто выжидать, когда контент выйдет на стриминговых сервисах, появится на Рутрекере или пройдёт по телевизору.

А что же Китай и болливудское кино?

Чтобы вернуть любовь отечественных кинозрителей к их продукции, потребуется полноценно перепрошить мозги миллионов людей, просто красивой и стильной упаковки недостаточно. При этом глобально идея взять и переучить тысячи, а то и миллионы людей, привив им любовь к другому стандарту синематографа, сломать потребленческую модель силами маркетинга, представляется крайне сомнительной. Рекламой, промо-акциями и скидочными предложениями тут не поможешь. Рекламное наступление по всем фронтам также вряд ли будет иметь успех, ведь прежде чем россияне полюбят всю эту азиатчину, им для начала будет нужно её понять. А это задача посложнее.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих

Почему доллар продолжает падать, когда всё ещё далеко не так хорошо, как хочется?

Действительно ли в России разучились снимать кино и раньше было лучше — или нам кажется?