23 июня состоялось пленарное заседание IX Международного Сибирского транспортного форума на тему «2022 год. Новые возможности для транспортной отрасли и экономики России».
Главные вопросы, которые были рассмотрены на встрече, — это повышение эффективности реализации национальных проектов в сфере транспорта в современных реалиях, переориентация внешней торговли России на Азиатско-Тихоокеанский регион, первоочередные меры поддержки для российской транспортной отрасли, технологии на внутреннем грузовом транспорте, обеспечение стабильного финансирования ключевых проектов транспортной отрасли и развитие городского общественного транспорта.
«Совершенно ясно, что по накатанной дороге, по прежним долгосрочным планам, которые принимались в других экономических условиях, сейчас действовать нельзя. Сдвиг пойдет в восточные регионы страны, — отметил на заседании отметил спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив. — Нужна новая логистика, новые требования и меры поддержки для транспортной отрасли. Потому что дороги, транспорт – основа экономики для такой огромной страны, как наша. И Губернатор совершенно прав, когда говорит, что наша технологическая независимость складывается не только из инноваций и промышленных достижений, но и из возможностей логистики».
Также он подчеркнул, что у Новосибирской области благодаря её географическим особенностям есть огромные преимущества. «Хорошо, что у нас уже есть и строятся новые логистические центры, – сказал Андрей Шимкив. – Это направление придаст ускорение нашей новосибирской экономике, пополнению бюджета для строительства новой инфраструктуры как дорожной, так и логистической. Очень хорошо, что сегодня на форуме наша область оценивается не только как удачный транзитный регион, но и как логистический центр России. И еще раз отмечу – мы готовы и хотим использовать эти логистические преимущества, в том числе, для повышения устойчивости внутренней экономики. Макроэкономические вызовы должны сыграть и СЫГРАЮТ на экономику региона. Вопреки предсказаниям западных аналитиков. Не дождутся».
Планами по развитию дорожной сети региона поделился депутат Законодательного Собрания Фёдор Николаев. «Правительство Российской Федерации анонсировало пятилетний план, в этих планах – продолжение строительства Восточного обхода. Начнем проектирование Юго-Западного транзита. Важнейшее направление федеральной дороги, где сегодня мы имеем проектно-сметную документацию, прошедшую госэкспертизу – участок от Северного обхода до Толмачёво, зона развития всего промышленно-логистического парка, — рассказал он. — Еще задача – замкнуть круг Северного обхода, Юго-Западного транзита, Восточного обхода. И это будет каркас. Нашему логистическому центру, региону и городу Новосибирску, будет проще пропускать транзитный транспорт, и мы станем удобнее для логистики».
Депутат Александр Петрович Козлов акцентировал внимание на значимости железных дорог для экономики России. «За последние годы в вопросах технического обеспечения и улучшения безопасности движения наша железная дорога прибавила столько, что это сложно переоценить, — обозначил он. — Еще с советских времен основные магистрали, включая Транссибирскую, подключены к электричеству, по ним ходят электровозы. Лет десять назад перешли на использование железобетонных шпал, что повышает безопасность движения и сохраняет наши лесные угодья, ведь для производства шпал больше не нужна древесина. А теперь еще и железнодорожную технику начали выпускать великолепного качества».
Заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков напомнил, что протяженность автодорог Новосибирской области – более 14 тысяч километров. «Если мы не будем вкладывать в крупные инфраструктурные объекты, включая объезды, мосты, без этого просто будет невозможно развиваться нашему региону. И сегодня на форуме эти задачи не только озвучиваются, а находятся эффективные пути решения», – прокомментировал парламентарий.
Кроме того, Андрей Шимкив отметил, что макроэкономическим вызовам должна соответствовать социально-экономическая целесообразность, выгоды для жителей региона: «Законы макроэкономики – одинаковая цена на зерно и на юге, и в Сибири, но сколько нам нужно заплатить, чтобы довезти до южных портов? Насколько это повышает себестоимость сырья? Понятно, что рентабельнее – перерабатывать и возить готовый продукт, не сырье. Тем более, что мы пошли в сторону востока. Надо наращивать перерабатывающие мощности: строить крупный маслозавод в Маслянино, усиливать переработку зерновых и масличных культур… Но при этом переработчики должны понимать, куда они свою продукцию повезут. И какова логистика. Где продукция будет производиться и где она будет пользоваться спросом, как ее доставить до конечного потребителя и насколько стоимость доставки увеличит себестоимость товара», — пояснил он и добавил, что тема развития малой авиации, обозначенная в ходе второго дня транспортного форума, также очень важна. «Очень интересна тема, которую поднимает Игорь Евгеньевич Левитин, – малая авиация. Сибирь занимает огромную территорию, как и Новосибирская область. Не секрет, что в советские времена во многих центральных усадьбах совхозов была взлетная полоса. Нужна малая авиация, чтобы была связь с регионами. Хабы, краевые центры связаны большими компаниями, но перелет дальше по более мелким городам развит плохо. Это значимо для развития инфраструктуры, совершенствования как внутренней, так и внешней экономики транспортной сферы», — пояснил он.