Найти в Дзене

Как работает параллельный импорт и спасет ли он нас от санкций?

Оглавление

Вот уже месяц в России легально работают механизмы параллельного импорта, однако дискуссии об этом правовом механизме не стихают и по сей день. Одни считают, что это позволит спасти ситуацию с дефицитом в условиях санкций, другие – что это отбросит нашу правовую систему назад, в мрачное средневековье, а пользы экономике и потребителям не привезёт.

Мы постарались ответить на основные вопросы в нашем сегодняшнем материале.

Механизмы работы параллельного импорта

Чаще всего фирма, которая производит тот или иной товар, осуществляет его поставки официальному дистрибьютору в той или иной стране. А последний посылает технику или электронику (да мало ли что ещё) в крупные сети и магазины. В случае с параллельным импортом схема аналогичная, но сетевики приобретают товар не у официального представителя бренда в стране, а у небольших компаний из-за рубежа, которые сами покупали продукцию непосредственно у производителя (или его официальных представителей).

Параллельный импорт может быть осуществлён как в стране, где товар производят или лицензируют, так и в любых других юрисдикциях.

Параллельным он называется потому, что производитель или обладатель эксклюзивных прав не давал согласия на то, чтобы товары ввозились в страну и продавались там. Поставки при этом могут осуществляться как вместо официальных, так и одновременно с ними.

С точки зрения права продавцу вовсе не нужно разрешение того, кто его произвёл: после первого приобретения товар может продаваться в любой локации без учёта мнения правообладателя. Это не контрафакт и не ворованные товары, хотя такого рода сделки, вне всякого сомнения, лежат в серой зоне: у продукции есть все нужные лицензирующие и сертифицирующие документы, да и от таможенной очистки никто не освобождал.

Подобный правовой механизм работает не только в нашей стране: аналогичные принципы действуют в Соединённом Королевстве, Канаде, Соединённых Штатах Америки, Турецкой Республике, Федеративной Республике Бразилии, китайском Гонконге и Макао.

При этом в Российской Федерации в конце девяностых – начале нулевых параллельный импорт уже работал; так в страну ввозили автомобильные комплектующие. Однако когда встал вопрос, что выбрать – дешёвые запчасти или привлекательность России для инвестиций, власти сделали единственно правильный выбор и отказались от «серых» схем, чтобы привлечь в страну инвестиции от транснационального бизнеса.

Теперь, когда вопросы престижа и правового модернизма ушли на второй план, а то и вовсе утратили актуальность, правительство вновь разрешило серый импорт в целях предотвращения дефицита в стране отдельных категорий иностранной продукции.

Если говорить о причинах такой ситуации, следует выделить такие важные факторы:

  • Высокая волатильность валюты: курсы колеблются на десятки процентов в неделю, что делает зарубежные оптовые закупки крайне рискованным мероприятием: многие оптовики предпочитают переждать тёмные времена на мелководье.
  • Непрозрачное ценообразование: в условиях государственной зарегулированности и бесчисленного множества неформальных практик предсказать, какими будут цены на те или иные товары и по каким принципам они будут меняться, не представляется возможным.
  • Давление санкций: расплачиваться за товары в валюте в условиях, когда она поступает в страну с огромным трудом, непросто, а межбанковские операции без системы SWIFT оказываются непростым делом.
  • Трудности с логистикой: с Россией отказываются работать крупные контейнерные операторы, а ЕС, Великобритания и США ввели санкции, запрещающие страховать и перестраховать суда, приписанные к российским портам или перевозящие генеральные грузы из России.

Впрочем, специалисты по международной торговле убеждены, что это вынужденное и непростое с точки зрения последствий решение едва ли сможет стать стопроцентной заменой импортным поставкам ни в плане цен, ни по части быстроты поставок.

Как товары попадут в Российскую Федерацию?

Министерство промышленности и торговли подготовило перечень товаров, в отношении которых будет разрешён серый импорт; сейчас в нём 100 категорий, предусматривающих 99 групп товаров.

К примеру, власти позаботились о возможности беспрепятственно ввозить в нашу страну:

  • Машины некоторых немецких, японских, южнокорейских и французских марок;
  • Электронику и оборудование весьма широкого спектра — как потребительские, так и промышленного назначения;
  • Одежду, обувь и косметические средства (но не лекарственные препараты почему-то);
  • Промышленное оборудование для целого ряда отраслей отечественной индустрии;
  • Сырьё для некоторых стратегически важных отраслей.

Вы, наверное, заинтригованы: групп товаров 99, а в списке сто позиций. Почему? Всё очень просто. Версия списка не окончательная, наряду с возможностью внести изменения постановлением Правительства власти оставили лазейку в виде пункта 100: «И другие товары». Мало ли какая возникнет нужда?

При этом все понимают, что налаживание поставок — вопрос времени, цены поднимутся, а прежние объёмы останутся недостижимыми, так как заграничные продавцы не будут связываться с крупными заказами из опасения попасть под вторичные санкции. Дополнительной трудностью станет изменения логистики: вместо простых поставок по железной дороге из Европы или морем в контейнерах придётся пользоваться маршрутами через Среднюю Азию, Армению или сухопутную границу с Китайской Народной Республикой.

Не так давно крупнейшие отечественные онлайн-магазины разрешили торговать товарами серого импорта, взамен потребовав документально верифицировать то, что товар подлинный, и предоставлять подтверждение транзакций об оплате.

В условиях серого импорта следует вспомнить некоторые подзабытые с начала нулевых истины:

  • «Евротест»-телефоны могут не работать в России либо их функционал окажется ограничен (с этим уже столкнулись покупатели Samsung);
  • Локализация будет осуществляться на коленке, партизанскими способами, не всегда делающими возможным сохранение гарантии и полноценный стопроцентный перевод интерфейса, клавиатуры;
  • Наконец, если на национальном рынке компания больше не представлена, о гарантийном ремонте и сервисном обслуживании можно забыть.

Как изменится стоимость для конечного потребителя?

Разумеется, всё это найдёт отражение в конечном ценнике. Платить потребителю придётся не только за перевозку, но и на таможне: к примеру, арабы создали специальную экономическую зону для экспорта и реэкспорта, а вот подобные операции в Грузии не представляются возможными (а из альтернатив – лишь Турецкая Республика и братские казахи).

Раньше большую часть импортных товаров делали на отечественных заводах из комплектующих из-за границы. Теперь заводы или встали, или находятся в простое, поэтому ввозить в Россию придётся уже готовые продукты. Соответственно, пошлины станут куда обременительнее.

Справочно — пошлина на ряд импортных товаров в Российской Федерации:

  • Сотовые телефоны и компьютерная техника – от 0% до 5%;
  • Телевизоры и другая мелкая бытовая техника типа пылесоса – до 10%;
  • Холодильная техника – 12%;
  • Микроволновки – 15%.

Для автомобиля речь может идти о 40–50% цены новенькой иномарки. Вместе с тем некоторые товары освобождены от пошлин на ввоз. Это:

  • Комплектующие для электроники;
  • Строительные материалы;
  • Химические удобрения;
  • Прекурсоры для производства медикаментов;
  • Некоторые ткани и сырьё;
  • Упаковочные материалы;
  • Бумага и сырьё для её изготовления, картон, красители и отбеливатели для целлюлозы.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Пообщались с экспертами: где мы будем отдыхать этим летом и сколько это будет стоить россиянам

Самые громкие и некрасивые скандалы с участием детей политиков

История курса рубля в Советском Союзе: как менялись цены в СССР