Найти тему
LeeHatch

“А может побыстрее?”. Первый круг защиты мотоциклиста.

Большинство людей любят ездить быстро. Это легко объясняется простыми физиологическими процессами и их последствиями: выброс адреналина при стрессе (а стресс, кстати, бывает не только плохой). И если вождение автомобиля часто несет в себе исключительно утилитарные цели, то езда на мотоцикле почти у всех окружающих ассоциируется именно с высокой скоростью.  У меня есть знакомые мотоциклисты, которые не вписываются в этот образ. Но, будем честны, большая их часть все же в разной степени грешат этими вещами. И сегодня я бы хотел поговорить о том, ЧТО мы настойчиво не замечаем за прекрасными моментами езды на мотоцикле.

В предыдущей статье я описывал теорию Трех кругов защиты мотоциклиста

(ссылка на статью).  В этой и последующей статьях мы разберем все круги более подробно.

Напомню, что Первый круг защиты является самым важным для твоей безопасности. Он включает в себя 3 основных пункта:

  1. Выбор скоростного режима
  2. Внимательность на дороге
  3. Предвидение разных вариантов развития ситуации

Начнем с всем известного факта о том, что самая частая причина ДТП с мотоциклами - превышение скорости. Поэтому предлагаю ознакомиться с несложными цифрами, которые покажут нам, насколько опасна скорость. Опасна - не на уровне запугиваний и избитых фраз, а на уровне простой математики.

Есть такое понятие Остановочный путь. На теории вождения в автошколах нам рассказывали, что это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. В целом, звучит понятно. Но давайте рассмотрим подробнее из чего этот путь состоит.

Длина остановочного пути состоит из трех пунктов:

  • время реакции водителя;
  • срабатывание тормозной системы ТС;
  • полная остановка ТС.
-2

И что же такое время реакции водителя? Это время, за которое ты увидел опасность, осознал ее и начал действовать. Средняя скорость реакции водителя - 1 секунда. Звучит как-то не внушительно и вовсе не пугает. Так ведь? Скорость реакции может зависеть от многих факторов и варьируется у разных людей от 0,4 до 1,6 сек. Это же очень мало, да? Вот я произношу РРРаз, и секунда прошла.

Но за эту 1 несчастную секунду на скорости 40 км/час ты проедешь 11 метров. 11 метров, Карл!!! Для более наглядного представления, 11 метров – это почти 3 средних автомобиля. 11 метров - это, если хотите, 5 мотоциклов. И это скорость всего 40 км/час. И это ТОЛЬКО время реакции. Пока ты среагируешь и что-то сделаешь (затормозишь, повернешь и пр.) ты уже проедешь 11 метров. Опять же, в идеальных условиях. Стало страшнее? Мне - да.

А дальше еще страшнее. Ты начинаешь тормозить. Мы снова говорим об идеальных условиях: ты готов тормозить, ты бодр и внимателен, сухая дорога, ровное покрытие, хорошая резина, правильно обслуженная тормозная система. В этих условиях лучшим результатом экстренного торможения будет остановка до 5 метров (и опять же на 40 км/час). Еще 5 метров.

И по итогу наша математика приводит нас к 16 метрам остановочного пути в идеальных условиях на “детской” скорости в 40 км/час. Минимум 16 метров. На практике это расстояние, скорее всего, будет больше.

Как ты можешь сократить тормозной путь здесь и сейчас?

  • всегда держать пальцы (палец) на переднем тормозе;
  • не забывать использовать задний тормоз (в ситуациях, когда это необходимо);
  • в любой непонятной ситуации закрывать газ, чтобы уменьшить скорость;
  • быть всегда готовым к торможению.

Как сократить тормозной путь в будущих ситуациях?

  • долго и мучительно тренировать торможение на площадке, чтобы эти движения дошли до автоматизма. Но это уже пункт из второго круга защиты, о котором буду говорить в следующих статьях.

Мой друг, и даже это еще не все. Моя цель - осознание тобой опасности скорости - еще не достигнута. Мы ведь пока рассуждали только совсем небольшой скорости.

Тормозной путь находится в квадратичной зависимости от скорости.

-3

То есть,  при увеличении скорости в 2 раза, длина тормозного пути возрастает в 4 раза. При увеличении скорости в 3 раза, тормозной путь станет длиннее в 9 раз. Просто осознай. А я тут многозначительно промолчу.

Теперь ты ускорился в 2 раза: с 40 до 80 км/час. Тоже ведь не космическая скорость. Все так ездят. Только тут  за время реакции ты пролетел не 11, а 22 метра за 1 секунду. А весь остановочный путь составит уже 42 метра. А это почти половина футбольного поля.

-4

Существует много причин, по которым тормозной путь окажется длиннее этих усредненных цифр.

Погода и температура воздуха существенно влияют на дорожное покрытие, и, как следствие, на качество сцепления резины с асфальтом. При даже мелком дожде (особенно в самом его начале) коэффициент сцепления падает до 0,1, хотя на сухом покрытии это значение составляет 0,7-0,8. Сюда же добавим пыль, песок, мелкие камушки - все это потенциально опасно и уменьшает сцепление с дорогой.

Техническое состояние твоего мотоцикла также может увеличить длину тормозного пути. Давно ли была проверена/обслужена тормозная система? А все ли в порядке с резиной?

Ну и, конечно, человеческий фактор - твое собственное состояние в данный момент. Почти всегда присутствуют какие-то эмоции или мысли, которые могут отвлечь тебя от дороги. Возьми за правило “отключать” мозг от посторонних мыслей, когда садишься на мотоцикл. На время поездки забудь про то, что надо успеть купить для ТО, про тяжелый предстоящий разговор с руководством, про чье-то красивое короткое платье.

Катаясь на мотоцикле, мы получаем много положительных эмоций, но не все они завязаны на скорость. Так что - не гоняй! Точнее, гонять ты можешь, но там, где для этого есть все условия, например, на треке.

Надеюсь, мне удалось убедить тебя, что скорость - это не только весело, а еще и очень опасно. Опасно не только для тебя, но и для окружающих тебя водителей и пешеходов. Следи за собой, за скоростью, за всеми вокруг на дороге и да пребудет с тобой трезвый ум и инстинкт самосохранения.